Грузооборот, транзит российских грузов через железную дорогу и порты республик Балтии уже невозможно восполнить. За 2020 год он уменьшился для этих стран катастрофически, и Россия продолжает переводить свои грузы в свои же порты, развивая Усть-Лугу, Высоцкий и Приморск в Ленинградской области, а также порт в Калининграде. В единственном незамерзающем порту Прибалтики в латвийском Вентспилсе грузопоток упал на 37,9%, на 10-15% - в портах Эстонии, литовская Клайпеда пока выживает за счет Белоруссии. Но Минск также собирается переводить свои грузы в порты РФ. А железную дорогу в Латвии, как рассказали эксперты, видимо, могут за ненадобностью через несколько лет и разобрать.
Рижский морской торговый порт все чаще остается без грузов. Фото: Карен Маркарян
«Стратегическое решение об обрыве всех видов отношений с Россией было принято балтийскими правящими элитами еще в начале 1990-х - сразу после восстановления независимости. Поэтому соображения об экономической выгоде имеют мало веса», - отмечает депутат Рижской думы, сопредседатель «Русского союза Латвии» Мирослав Митрофанов..
А те бизнесмены, которые хотели развития отношений с Россией, особенно в Латвии, были маргинализированы и отодвинуты от принятия решений на национальном уровне. Самый яркий представитель - президент Латвийской ассоциации транзитного бизнеса, председатель правления Вентспилсского свободного порта и мэр Вентспилса еще с советских времен Айварс Лембергс - буквально обложен со всех сторон и из судов не вылезает.
Более того, в 2019 году против него подключили и США. Управление по контролю за иностранными активами госказны США наложило на латвийского миллионера, его счета и руководимые им предприятия санкции. Сняты они были лишь когда он отказался от всех постов в пользу ЛР. Чем не госрейдерство с привлечением «старшего брата»?
«Процесс разрушения связей с Россией зашел очень далеко, - замечает эксперт. - Первой пала промышленность. Хотя некоторые предприятия при наличии политической воли можно было сохранить, что показала практика Чешской Республики, где примерно 70% предприятий, работавших при социализме, продолжили свою деятельность и в новые времена».
За промышленностью последовали культурые связи, выдавливание российских инвесторов, которых заманивали получением ВНЖ (временного вида на жительство), а теперь и транзит.
Почему политическая элита республик Балтии мыслит категориями "чем хуже, тем лучше" в отношениях с Россией, отчего прибалтийские руководители мнят себя победителями во Второй мировой и "холодной" войнах, не заботясь о будущем народов своих стран, о чем свидетельствуют неутешительные цифры и факты, читайте объективный анализ ситуации в моем материале с экспертами Мирославом Митрофановым и Эйнарсом Граудиньшем
на сайте Федерального агентства новостей РФ.