Работники Службы госбезопасности (СГБ) Латвии в четверг, 3 декабря, устроили своеобразный «рыбный день», отметив его массовыми задержаниями, обысками, допросами русских журналистов, изъятием у них компьютеров, мобильных телефонов и платежных карт. Пока известны имена четырех журналистов, хотя пресс-служба СГБ одному из местных лояльных порталов сообщила, что «процессуальные действия» были произведены в Риге и ее окрестностях на объектах, связанных с семью персонами.
Одна из задержанных СГБ Алла Березовская. На снимке журналистка пикетирует шествие в честь легионеров двух латвийских дивизий Waffen SS в центре Риги 16 марта 2019 года Федеральное агентство новостей / Карен Макарян
А еще в тот же день Facebook (скоординированно?) удалил страницу «Прибалтика по-русски» информагентства Baltnews, в котором публиковали свои материалы и подвергнутые задержаниям журналисты. Подобные совпадения вряд ли случайны. Подробности - в материале корреспондента Федерального агентства новостей из Риги.
Штраф или лишение свободы до четырех лет
В дома к русским журналистам работники СГБ начали проникать с утра 3 декабря. Сначала пришли к Андрею Яковлеву, который возглавлял Baltnews два года назад и снял несколько документальных фильмов о ликвидации русских школ в Латвии. Обыскали не только его дом, но и офис его супруги, также известной в Латвии журналистки Ирины Литвиновой. Изъяли всевозможные устройства и носители информации, как написал сам Андрей в ночь на 4 декабря на своей странице в Facebook, чтобы успокоить друзей.
«Пришлось заехать и в СГБ на первый допрос. Общение заняло полный рабочий день - восемь часов. Несколько месяцев назад мне пришла бумага из СГБ, где сообщалось о возбуждении уголовного процесса по статье 84 (1), связанной с нарушением латвийских и международных санкций. Нарушением санкций ЕС являются, например, товарно-денежные отношения с российскими физическими и юридическими лицами, находящимися в санкционном списке. До четырех лет лишения свободы, между прочим», - заметил Андрей.
Он также подчеркнул, что в письме, пришедшем из СГБ, было написано, что МИА «Россия сегодня», с которым, как утверждалось в послании, у журналиста случилось некоторое сотрудничество, возглавляет Дмитрий Киселев. А он как физическое лицо находится под санкциями.
«У меня тогда сразу возник вопрос: а что, государственное российское информационное агентство находится в санкционном списке? Нет, разумеется, - написал Андрей Яковлев. - Но, видимо, желание зачистить информационное пространство и добиться единомыслия в Латвии сильнее стремления считаться правовым государством».
Андрей Яковлев у памятника советским воинам-освободителям Риги и Латвии от немецко-фашистских оккупантов 9 мая 2020 года facebook.com / Андрей Яковлев
Следом СГБ провела обыски, задержания и допросы Андрея Солопенко, Владимира Линдермана и Аллы Березовской. Ко всем применен статус подозреваемых, их отпустили после того, как они дали подписку о неразглашении подробностей уголовного дела и невыезде за пределы республики.
Причем к Алле пришли вечером, о чем она успела сообщить в соцсети. Вернувшись домой ночью 4 декабря, журналистка написала на своей странице в Facebook, что тоже теперь подозреваемая по 84-й статье - нарушение режима санкций ЕС.
«Как можно судить музыканта за музыку? Поэта за стихи? Журналиста за статьи? В европейской стране?! В XXI веке?.. - задала риторические вопросы моя однокашница по факультету журналистики Ленинградского университета. - Оказывается, в Латвии можно. Ну что ж, видимо, придется пройти через это. На войне как на войне: и в плен берут, и трофеи прихватывают. Спасибо, друзья выручили - дали старенький компьютер…»
Алла Березовская (в центре) в пикете против шествия в честь легионеров двух латвийских дивизий Waffen SS в Риге 16 марта 2015 года Федеральное агентство новостей / Карен Маркарян
Гибридная война: наиболее активных журналистов пытаются вывести из строя, остальных - запугать
На необъявленном пикете у памятника Свободы в центре Риги 4 декабря евродепутат и лидер «Русского союза Латвии» Татьяна Жданок, комментируя репрессии против журналистов, заявила: «Это грубое нарушение права на свободу слова, преследование и запугивание людей».
Накануне вечером МИД РФ, как известно, уже осудил задержание журналистов в Риге, назвав действия латвийских спецслужб «расправой», «вопиющим примером попрания основ демократического общества» и «настоящей карательной акцией, которая не оставляет никаких сомнений в русофобском подтексте сфабрикованных обвинений».
Уголовное дело против известных журналистов начато СГБ 16 января 2020 года. Все они сотрудничали с Baltnews и «Sputnik Латвия», которые входят в МИА «Россия сегодня». Поэтому одновременная блокировка Baltnews в Facebook и предъявление обвинений журналистам со всеми обысками-допросами-изъятиями-подписками вполне укладываются в систему.
Гибридная война Запада против России и русских набирает обороты flickr.com / Stock Catalog
Из Латвии постепенно выдавили сотни тысяч русских, объявив в октябре 1991 года негражданами почти половину населения республики. С помощью поддержки титульных СМИ власти резко сократили количество и русскоязычной прессы. А с подачи президента Эгилса Левитса информационные российские телеканалы убирают даже из кабельных сетей.
По трактовке властей, нарушение режима санкций относилось и к ретрансляции в Латвии Первого канала, входящего в «Национальную медиагруппу России». С ней, как известно, связан предприниматель-миллиардер Аркадий Ротенберг, против которого действуют санкции США и ЕС. Поэтому весной 2020 года были ликвидированы редакции новостей Первого Балтийского канала в Риге и Таллине.
Но прежде, в феврале 2020 года, та же Служба госбезопасности ЛР провела обыски с изъятиями гаджетов по вышеозначенной схеме у владельца Первого Балтийского канала, председателя правления Baltijas mediju alianse (BMA) Олега Солодова. Он и руководитель его юридического отдела Сергей Каритис были задержаны по аналогичному делу о возможном несоблюдении международных санкций. Затем их выпустили, но обвинения не сняли. А ведь в BMA входят не только Первый Балтийский и Первый Балтийский музыкальный каналы, но и рекламное агентство, Ren TV Baltic, еженедельники «МК-Латвия», «МК-Эстония» и другие фирмы.
Но наступление на СМИ России на этом не закончилось. В июне 2020 года латвийский Национальный совет по электронным СМИ (NEPLP) запретил трансляцию в Латвии семи телеканалов группы RT. «Причина» та же - «великий и ужасный» Киселев. Мало того, председатель NEPLP Ивар Аболиньш призвал регуляторов всех государств ЕС последовать примеру Латвии и расправиться с самой влиятельной российской пропагандистской сетью каналов, по докладу СГБ, в странах Запада.
В схему гибридной войны с русскими и русским информационным пространством вписалась и расправа над целой редакцией «Sputnik Эстония» в самом конце 2019 года - этакий новогодний подарочек от департамента полиции и погранохраны Эстонии.
Напомню, эстонские спецслужбы не заморачивались обысками-изъятиями, а поставили каждому из редакции ультиматум: либо имярек разрывает трудовой договор с МИА «Россия сегодня» и больше не работает в «Sputnik Эстония», либо на него заведут уголовное дело.
Об этом в обращении к читателям портала написала шеф-редактор «Sputnik Эстония» Елена Черышева 31 декабря 2019 года, добавив, что с 1 января сотрудники редакции были вынуждены прекратить трудовые отношения и со Sputnik, и с МИА «Россия сегодня».
Возможно, и СГБ Латвии тоже собиралась устроить «веселуху» для русских журналистов под Новый год, но вмешались непредвиденные обстоятельства. В Латвии в среде латышской общественности возникла сильная напряженность из-за новых жестких ограничений в связи с COVID-19 и обязательного подушного налога в стиле оброка с крепостных, которые преподнесли депутаты сейма и правительство своему народу. Поэтому, как заметил в разговоре с корреспондентом ФАН депутат Рижской думы и сопредседатель «Русского союза Латвии» Мирослав Митрофанов, можно предположить, что репрессии против журналистов призваны отвлечь представителей титульной нации от гневных мыслей.
Впрочем, в практике спецслужб не только пытаться менять неблагоприятный эмоциональный фон в обществе, но и выключать из игры перед какими-либо серьезными событиями оппозиционных активистов, журналистов, запугивая остальных. Поэтому, вполне возможно, что и в Латвии к Новому году что-то еще припасли.
В продолжении моей статьи
на сайте Федерального агентства новостей читайте о страшных русских журналистах-"отравителях", уголовном преследовании русских правозащитников и писателей, уничтожении осколков русского образования в Латвии и при этом претензиях властей ЛР на увеличение транзита российских грузов через республику.
Карен Маркарян