Куда ведут всех гостей Риги? Конечно, в Старую Ригу! А там - на главную советскую киношную улицу: Яуниела (Новая улица). Она же - Блюменштрассе, она же - Бейкер-стрит. Давно обещал немного рассказать о ней. А тут и повод есть - в эти дни 39 лет назад по вечерам в СССР все поголовно прилипали к голубым тогда еще экранам и запойно смотрели «17 мгновений весны» (с 11 по 24 августа показали все 12 серий). Кто из молодежи не смотрел - рекомендую. Причем, черно-белую, оригинальную версию. О советском разведчике полковнике Исаеве - штандартенфюрере СС Штирлице, весной 45-го срывающем вместе со своими помощниками сепаратные переговоры англо-американцев с представителями руководства фашистской Германии…
вот она - Цветочная (Блюменштрассе) из фильма "17 мгновений весны"... (shukach.com)
и она же, но Бейкер-стрит - в "Шерлоке Холмсе и доктора Ватсоне"...(tripevent.ru)
она же - в минувшее воскресенье... Улица не пешеходная, редкие вагончики с экскурсантами и автомобили (в Старую Ригу въезд платный и ограничен) как-то протискиваются между кафеюшками. Не в сезон их убирают и Яуниела как-бы становится шире, доходя до своего привычного киношного формата...
Но начнем мы с первого похода профессора Плейшнера (замечательного Евгения Евстигнеева) на Цветочную. Сейчас здесь в гостинице "Юстус" (хотя в сериале псевдоним Штирлица - Юстас) находится ресторан "Алекс" (псевдоним руководителя в аппарате советской разведки в Москве):
справа - то самое здание, в котором находилась явочная квартира...
В 7-й серии Плейшнер в Берне подписывает международную телеграмму. Голос Ефима Копеляна за кадром: «Плейшнер выполнил первое задание Штирлица. Через день в Москве прочтут это сообщение «Гиммлер через Вольфа в Берне вышел на переговоры с Даллесом. Юстас." Плейшнер шел на конспиративную квартиру по адресу, который ему дал Штирлиц. До встречи ему оставалось еще полчаса…."
На 50-й минуте серии Плейшнер добрался до Цветочной.Ему бы пройти до конца этого здания, в котором с краю находился птичий магазин:
вот в этом окне, в котором в фильме были расставлены клетки с птицами, и сейчас отражается то самое окно напротив, на подоконнике которого справа от женской головы стоял горшок с розами - знак провала...
эти окна крупным планом - цветка, как видим, нет ни в одном. Явка вновь работает!))
Сейчас здесь под окнами конспиративной квартиры, как и в советское время, ресторан. Но - другой. Тот, который назывался "У Кристапа", славился своим разливным пивом, рыбными деликатесами и крокетами из лосятины...
Плейшнер должен был посмотреть на окно, но он напрочь забыл об этом. (кадр из фильма, источник - progulka.lv)
подъезд, куда направился связной...
...Плейшнер заходит в явочную квартиру, не дождавшись отзыва на пароль… «Это была уже вторая его ошибка, - звучит голос Копеляна за кадром. - Пьяный воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером шутку. Явочная квартира советского разведчика была провалена фашистами. И сейчас здесь ждали гостей. Первым гостем оказался связной Штирлица профессор Плейшнер."
В 9 серии при втором походе на Блюменштрассе на Плейшнера взнезапно находит озарение, и он вспоминает, что не исполнил предписаний Штирлица…
Click to view
короткий ролик на 29 секунд - явка провалена...
На 22 минуте 12 серии Штирлиц (мудрый Вячеслав Тихонов) приезжает на Цветочную, узнав в пансионате, в котором останавливался Плейшнер, что тот погиб, выбросившись из окна подъезда... Штирлиц заходит в птичий магазин и видит сквозь окно цветочный горшок... А "падал" Плейшнер, раскусивший перед этим ампулу с ядом, сюда, на мостовую:
Но внутренности подъезда снимались совсем на другой улице Старой Риги - Пилс (Замковой):
Возвратимся однако на Яуниела, которая появилась в Риге, несмотря на свое название - Новая - в 1599 году. Длина ее - 230 метров. Посмотрим на нее со стороны Домской площади:
А теперь пройдемся уже по Бейкер-стрит. Сейчас здесь выставлены столики от ресторанов, а не в сезон картинка почти такая же, как в фильме "Шерлок Холмс и Доктор Ватсон". Они и ходили по этой улице, и ездили в кэбах:
кадр из фильма (archdesignfoto.com)
Но жили друзья в совершенно ином доме, который находится в крохотном дворике сразу за "птичьим магазином":
А это - входная дверь, которую частенько отворяла миссис Хадсон:
Эта же дверь в фильме была выкрашена в другой цвет и обзавелась львами и ажурными заборчиками по бокам... Здесь запечатлен эпизод, когда Стемфорд приводит Ватсона к Холмсу, где доктор впервые знакомится со своим будущим другом и напарником. (lioracompany.com)
А теперь я вам покажу еще несколько мест, где снимались "17 мгновений".
угол Амату (Ремесленной) и МЕйстару (Мастеровой) - Штирлиц идет на встречу с Борманом (на заднем фоне здание Малой Гильдии) (progulka.lv)
здесь ракурс чуть другой, и деревья заслоняют Малую Гильдию, и на каменном ограждении возвели металлический забор...
это знаменитый "Кошкин дом" (с кошками на башенках). У этого здания Штирлиц садился в машину к Борману...
Вход в "музей природы", в котором Штирлиц ждал, подъедет ли Борман на встречу
А так это выглядело в фильме (на кадре на заднем плане видна надпись по-латышски - "ремонтная матсерская")). Снимок прислала подруга по ЖЖ
Рената, как и два последующих кинокадра:
На 28 минуте в 11 серии по ЗИргу (Лошадиной) идут ополченцы на фронт, а Кэт выходит из арки с двумя детьми на руках и смотрит на солдат - пожилых и юнцов. Кэт ждет более минуты, пока не пройдет последний мальчишка в форме не по росту и со шмайсером в руках:
Кэт с детьми появляется в проеме арки...
так эта улица выглядит в наши дни...
вот эта арка, в которой стояла русская радистка, которую потом вывезет из Германии Штирлиц... На дальнем плане виднеется Домский собор...
здесь, у здания монастыря (госпиталя в фильме), примыкающего к Домскому собору, Штирлицу с Кэт и детьми придется притормозить и ждать, пока из санитарных машин будут вытаскивать носилки с ранеными. Когда один из грудничков заплачет, а военный-постовой вперится в машину взглядом, Штирлиц сдаст назад, развернется и уедет... Памятник немецкому просветителю Гердеру в фильме завалят мешками с песком по самую голову... Любопытно, что рижский бюст сделан в свое время со слепка верхней части памятника Гердеру в Веймаре.
Любимые фразы из фильма:
А вас, Штирлиц, я попрошу остаться… еще на одну минуту. (Мюллер)
Мы все под колпаком у Мюллера. (Штирлиц)
Да будет вам, Штирлиц, и так в ушах звенит. (Мюллер, в ответ на "Хайль Гитлер!")
Верить в наше время нельзя никому, даже самому себе. Мне - можно. (Мюллер)
В любви я - Эйнштейн! (дама с лисой)
Эта травка хорошо помогает от почек. У вас не болят почки? Жаль. (фрау Заурих)
Впрочем, этих фраз гораздо-гораздо больше. Но в конце хотелось бы поделиться следующим. У моей белорусской
подруги Ольги прочитал о том, чего прежде не знал о фильме:
"Композитор Микаэл Таривердиев вспоминал, что для знаменитых «Семнадцати мгновений весны» было написано несколько песен, но в фильм вошло только две: знаменитые «Мгновения» и «Песня о далёкой родине».
По первоначальной задумке в кафе «Elefant» Штирлиц должен был встретить жену с сыном. У мальчика в руках была игрушка - клоун с металлическими тарелочками. Одна из тарелочек отвалилась. Штирлиц незаметно подобрал её и сделал брелок.
Понимая, что в этой сцене всё внимание зрителей будет обращено на ребёнка, режиссёр Татьяна Лиознова изменила сценарий. Исчезла сюжетная линия, и пришлось отказаться от одной песни. В первых сериях фильма остался лишь брелок, который Штирлиц постоянно вертит в руках. А от песни сохранилась пронзительная мелодия «Дороги»
Вот эта песня (источник:
eugeneeu Click to view
ЗЫ. Моя подруга irka_brigadirka в комментах написала:
У нас балет "Анна Каренина" начинался в 19, а заканчивался в 20 часов.)) Двухчасовой! Гнали так по приказу примы, которая прямо в гриме прыгала в машину после спектакля и ехала смотреть Штирлица.)