Как в Латвии кинули русских и все годы ожидают Псковскую десантную дивизию

Sep 21, 2019 20:01

На изломе перестройки, когда в союзных республиках усилились центробежные силы, Янис Юрканс был одним из лидеров Народного фронта Латвии (НФЛ). Этот "фронт" обещал всем жителям республики равные права, право на образование на родном языке. Новая жизнь виделась светлой и ясной, без диктата партийных органов, без двойных стандартов.



Один из бывших лидеров Народного фронта Латвии, экс-глава МИД ЛР, один из создателей партии "Согласие", депутат нескольких созывов Сейма. Фото: Карен Маркарян

Но затем грянул 1991 год, путч, окончательно разваливший СССР, чей каркас был уже изрядно подточен разоблачением «культа личности Сталина», устроенного Первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым в 1956 году на XX съезде КПСС для оправдания своих преступлений и удержания власти. Застойные брежневские годы и череда смертей высших руководителей страны в начале 1980-х годов не сделали ее сильнее. А попавший во власть бывший комбайнер и партийный функционер со Ставрополья Михаил Горбачев, пронырнувший на пост Генерального секретаря ЦК КПСС, вместе со своими ближайшими соратниками из Политбюро добили страну окончательно. Этим в республиках воспользовались национальные силы, получавшие поддержку Запада и провозглашавшие демократические лозунги, чтобы привлечь на свою сторону проживавших там русских. В Латвии, например, под девизами и плакатами «За вашу и нашу свободу!», «Латвия - наш общий дом» НФЛ вместе с западными эмиссарами подняли рухнувшую власть и принялись вершить свои законы.

Но не прошло и 1,5 месяца, как все было перевернуто с ног на голову, а русских просто не допустили до получения латвийского гражданства, что на долгие годы исключило возможность крупному национальному меньшинству участвовать в управлении страной. Сделано это было под постулатом о «советской оккупации», отрицание которой с недавних пор является в ЛР уголовно наказуемым. А раз была «оккупация», то, значит, были и «оккупанты», т. е. русские, часть которых приехала в разрушенную войной республику поднимать ее из руин. Их и объявили козлами отпущения.

«Мы людей кинули, - горько замечает Юрканс. - Я помню, один деятель мне говорил: «Ну, ты знаешь, нам надо захватить экономическую власть. Мы не должны их подпускать к власти». Это первое. Второе - здесь очень много было латышей из Америки и с Запада. Люди, которые были настроены реваншистски, которые хотели отомстить за оккупацию, за вот все эти предвоенные-военные дела. Их в 1993 году было 15 человек в Сейме, ну, и вокруг было очень много, так что они задавали какой-то тон. Тогда этот национализм был очень хорош, потому что другое придумать было трудно. Понимаете, все время хорошо винить чужих, а не своих, потому что экономически все было плохо».

Подробности о нынешней ситуации в Латвии (политической и экономической), о реваншистских настроениях, о скупке западной бэушной военной техники и царящих в обществе ожиданиях вторжения Псковской десантной дивизии - читайте на сайте Федерального агентства новостей

НАТО, Россия, Юрканс, интервью-статьи, Латвия, русский вопрос, неграждане, журналистика

Previous post Next post
Up