Ежегодные шествия под государственными флагами в центре Риги в честь двух латвийских дивизий Waffen SS стали одной из главных традиций Латвии с 1994 года. В последние несколько лет они, как правило, не обходятся без венков з жовто-блакитними стрічками.
Когда в 1994 году в Латвии завершался вывод советских войск, головы на поверхность высунули бывшие ветераны латышского добровольческого легиона СС из националистической организации «Daugavas vanagi» («Ястребы Даугавы») - эмигрантской организации с центром в Мюнстере (ФРГ), объединившей после Второй мировой войны ветеранов-эсэсовцев двух латвийских гренадерских дивизий Waffen SS. Они и их сторонники в Латвии тогда впервые вышли к памятнику Свободы в центре Риги с цветами, чтобы почтить память присягавших Гитлеру легионеров именно 16 марта - в день, когда в 1944 году солдаты двух латвийских дивизий (15-й и 19-й) впервые вместе дали бой наступающим красноармейцам у реки Великой в Псковской области. В том сражении, как они считают, победа осталась за ними…
С тех пор местные национальные СМИ при поддержке одной из правящих в Латвии партий - Национального объединения - и первых лиц государства постепенно
вылепили из проигравших войну гитлеровцев чуть ли не борцов за свободу Латвии, чему способствуют и специальные группы в соцсетях, выставляющие легионеров героями. Более того, под узнаваемые, едва аранжированные мелодии легионерских песен в Латвии не только
принимают присягу в национальных вооруженных силах, но и маршируют на парадах.
Немыслимо? В порядке вещей. Как и стремительно разрастающаяся русофобия, о чем рассказал председатель Латвийского антифашистского комитета Иосиф Корен у руин рижской Большой хоральной синагоги.
Иосиф Корен
«Это совершенно страшное, ужасное место для меня, как для латвийца, а для евреев не втройне, а вдесятеро, - рассказал у руин синагоги Иосиф Корен. - В этом месте в самом начале гитлеровской оккупации 4 июля 1941 года, как только вошли гитлеровские войска, латышские коллаборационисты заколотили окна и двери синагоги, согнали сюда евреев, которые жили в близлежащих домах, облили бензином и подожгли. Напротив дверей и окон поставили пулеметы и всех, кто пытался оттуда выбраться, расстреливали. Это были именно латышские нацисты и коллаборационисты. Сколько здесь реально погибло людей, точно не установлено, потому что здесь также скрывались евреи-беженцы из Литвы, куда гитлеровцы пришли раньше. Такое пятно на моем городе это, конечно, ужасно».
У руин Большой хоральной синагоги в Риге на перекрестке улиц Дзирнаву и Гоголя.
- Руководители Латвии 4 июля, в день памяти геноцида еврейского народа, собираются здесь и произносят скорбные речи, но 16 марта они же, по крайней мере - часть из них, на Братском кладбище легионеров СС в местечке Лестене вспоминают легионеров дивизии Ваффен СС. И депутаты Национального объединения организуют, как мы знаем, 16 марта эти шествия в Риге ежегодно вот уже четверть века. Как это все вяжется вместе: здесь они говорят скорбные речи, а там маршируют?
- Для меня одним из отвратительных человеческих пороков является лицемерие, - отвечает лидер латвийских антифашистов. - И я считаю, что то, что делают наши руководители 4 июля, равно как и в последнее воскресенье ноября в Румбуле, где было расстреляно еврейское гетто (лишь в одном Румбульском лесу под Ригой всего за два дня - 30 ноября и 8 декабря 1941 года - с помощью местных наци из команды Арайса было убито около 28 тысяч латвийских евреев из рижского гетто и тысяча евреев, привезенных накануне поездом из Германии. В акции участвовал в прошлом прославленный летчик - член команды Арайса Герберт Цукурс. - Прим. ФАН), как и 16 марта - это проявление высшего лицемерия.
Click to view
О страшных последствиях взращивания нацистов, о том, куда ведет ксенофобия и русофобия, как она уже повлияла на экономику Латвии - в продолжении интервью
на сайте Федерального агентства новостей.