ЛАТЫШСКИЕ ЭСЭСОВЦЫ: ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ?..

Mar 30, 2012 04:55

Переписывая историю и героизируя латышских легионеров Ваффен СС, Латвия рискует надолго застрять в бесславном прошлом…



(лето, 1943, латышские легионеры из 15 дивизии СС маршируют по улицам Риги)

В психиатрии есть термин «застревание личности». Это - склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Обычно, это люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи.Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны (не готовы изменять программу действий в соответствии с новыми ситуационными требованиями)... Иногда могут давать аффективные вспышки, проявлять агрессию. В патологии - паранояльный психопат, т.е. человек односторонних, но стойких аффектов, берущих верх над логикой и рассудком…

Примерно подобное мы наблюдаем сейчас в латвийском обществе. Можно было бы попытаться этого не замечать, если бы все носило локальный характер. Ходят, мол, 16 марта к памятнику Свободы экс-легионеры со своими почитателями, ну и пусть ходят. Примерно так, к слову, реагируют на эти марши и в западном мире, стараясь смотреть на выходки своих европейских союзников сквозь пальцы…





(16 марта 2012. Центр Риги. Марш легионеров и их сторонников. Это похоже не на день памяти, а на чествование героев, перед которыми склоняют государственные флаги...)

ГЕРОИ - МНИМЫЕ И ИСТИННЫЕ…

Но мы-то, живущие в Латвии, понимаем и видим масштаб происходящего. Начавшиеся 15 лет назад марши легионеров, подобно раковой опухоли, дают метастазы во все стороны. Вот уже президент Латвии призывает преклонить головы перед бывшими эсэсовцами, как борцами за свободу страны. А депутаты, входящие в правящую коалицию, уже не ограничиваются возложением цветов к памятнику Свободы, но сейчас активно муссируют в Сейме вопрос о присвоении легионерам статуса борцов за свободу Латвии с положенными к этому льготами и денежными надбавками к пенсиям. За счет, замечу, всех налогоплательщиков страны. О какой-то помощи со стороны государства истинным освободителям Латвии - ветеранам Великой Отечественной войны и речи не идет (не на той стороне сражались!).



(16 марта 2012. В первых рядах в возложении цветов к памятнику Свободы, ничего общего с легионерами, к слову, не имеющем, депутаты Сейма из правящей коалиции)

Абсурд? Для нормальных людей, боровшихся с фашизмом, для их потомков - несомненно. Только не пытайтесь убедить в этом легионеров и их сторонников. Наткнетесь на враждебную стену (помните об аффекте)… Большинство из них - потомки тех самых проигравших войну под знаменами Гитлера. Осужденных Нюрнбергским трибуналом, несмотря на попытки оправдаться борьбой с большевизмом. Грабеж и убийство своих соседей еще до прихода в Ригу фашистов, участие в Холокосте, карательные операции в Белоруссии и Псковской области, охрана концлагерей, Минского и Варшавского гетто, сжигание живьем польских военнопленных - это тоже борьба с большевизмом?!



(Лиепая, Шкедские дюны. С июля 1941 по весну 1945 года были местом массовых расстрелов. Здесь убиты и захоронены не менее 19 тысяч человек: советские военнопленные и гражданские лица...)



(Лишь 15 декабря 1941 года латвийский взвод охраны СД, отделение шуцполиции СС и ее местный полицайфюрер Д. Дитрих и латвийский полицейский 21-й батальон расстреляли в дюнах 2350 евреев. С 12-15 февраля 1942 года здесь убиты около 500 женщин и детей еврейской национальности...)



(Один из эпизодов операции "Зимнее волшебство" (Operation Winterzauber, «Зимние чары») - карательная антипартизанская операция, проведённая прибалтийскими и украинскими коллаборационистами в период с 16 февраля до начала апреля 1943 года на севере Белоруссии и в Себежском районе Псковской области. В СССР события получили название «Освейская трагедия».
По данным архивов, операция разворачивалась следующим образом: войдя в деревню, полицейские и приданные им части расстреливали всех, кого можно было подозревать в принадлежности к партизанам (таковыми считались практически все жители-мужчины в возрасте от 16 до 50 лет), а также стариков и инвалидов, которым был не по силам долгий пеший марш. Остальные - в основном женщины с детьми - направлялись пешком к месту так называемого «второго шлюзования». Тех, у кого в пути отказывали силы, расстреливали. Из сборных лагерей людей направляли в другие лагеря, например в Саласпилс (где у детей, в частности, выкачивали кровь для раненых офицеров Вермахта. именуется в нынешней латышской историографии трудовым лагерем) под Ригой, где женщин отделяли от их детей и направляли на работу в Германию.
В операции участвовали 10 полицейских батальонов, из них 8 латышских - 273-й, 276-й, 277-й, 278-й, 279-й, 280-й, 281-й и 282-й (вошедших потом в легион), а также 2-й литовский и 50-й украинский полицейские батальоны, моторизованные подразделения жандармерии, связи и артиллерии, 2-я авиагруппа особого назначения. Одним из участников операции был Волдемарс Вейсс. В марте 1944 на Волховском фронте его ранили и 17 апреля 1944 года в Риге он умер. Похоронен затем на латвийском Братском кладбище в Пантеоне героев.
Было уничтожено несколько сотен деревень (в том числе такие, где жило до тысячи и более человек). В одном Освейском районе было сожжено 183 деревни, расстреляны и сожжены 11 383 человека (из них 2 118 детей в возрасте до 12 лет), 14 175 жителей были вывезены - взрослые на работу в Германию, дети - в концлагерь Саласпилс.
Лишь за месяц в Освейском районе было сожжено 158 населенных пунктов района (3450 жилых домов), районный центр Освея и местечко Кохановичи, 9 домов соцкультуры, 12 средних и 90 неполных средних школ, 6 больниц, 2 православных церкви и 3 костела. В реке Свольно было утоплено более 3 тысяч 600 мирных жителей. В Верхнедвинском районе погибла треть довоенного населения, в Освейском районе - более половины.
Из 9 200 населённых пунктов, разрушенных и сожжённых гитлеровцами в Белоруссии во время Великой Отечественной войны, свыше 5 295 нацисты и их пособники уничтожили вместе со всем или с частью населения в период карательных операций.)

Как поделить легионеров на тех, кто в этом участвовал в составе полицейских батальонов и тех, кто был призван позднее? Просто. Не надо делать сейчас из них всех героев. Хотите помянуть павших солдат - помяните на мемориале в Лестене… А как героев вполне можно было бы чествовать воинов генерала КУРЕЛИСА, боровшихся и против фашистов, и против красных, частично расстрелянных немцами, частично попавших в концлагеря. Но нет, об этом - третьем пути - в сегодняшней Латвии предпочитают не вспоминать. А ведь среди истинных героев тысячи тех, кто не встал под знамена СС, а ушел с оружием в лес, примкнул к партизанам… Не говоря уже о воинах 130 латышского стрелкового корпуса, участвовавших в освобождении Латвии.

Так нет же, легионеры и их потомки словно застряли в прошлом, пытаясь продолжать и продолжать свою войну, отмечая 16 марта первое совместное (двух латышских дивизий Ваффен СС - 15 и 19-й) сражение с Красной Армией в Псковской области у реки Великой в 1944 году.



(16 марта 2012. Это во главе легионеров шествует лютеранский пастор Гунтис Калме. У памятника Свободы он произнес целую речь, в частности, заявив: "Так как для нас по-прежнему важны эти же ценности, за которые они (легионеры - К.М.) тогда воевали, и так как геополитическое отношение с Востока в принципе осталось тем же самым - имперским-шовинистическим, остается сделать выводы, что закончилось лишь военное сражение, но не война принципов и ценностей"... Прямо Крестовый поход объявил!)

И что самое страшное - в это бесславное прошлое усиленно втаскивают латышскую молодежь. С каждым годом в рядах марширующих с бывшими эсэсовцами по центру Риги все больше молодых людей. А накануне в школах Латвии проводятся так называемые уроки патриотизма. И любознательные детки охотно верят взрослым дядям, рассказывающим о доблестных латышских воинах СС, которые на самом-то деле (глубоко в подсознании?) боролись за свободу Латвии (присягая на верность Гитлеру):













И детки радостно надевают каски легионеров и прицеливаются из «шмайсеров», из которых 70 лет назад, возможно, так же целились в безоружных людей…







А взрослые очень охотно раскупают настенные календари на 2012 год с агитплакатами военной поры, на которых у легионеров в петлицах стыдливо замазаны эсэсовские руны…



(на январском плакате написано: "Защити свою Родину! Борись с большевизмом!")



(на фервальском: "Год назад началась борьба за ваше освобождение! Ваша благодарность - ваш труд!")



(на июльском: "Трусы шепчутся, легионеры борются")



(на августовском: "К оружию! Защитим родину, народ и семьи от большевизма!")



(декабрьский: наверху написано "передвижная выставка", внизу: "Год красного правления в Латвии")

СОТВОРЕНИЕ МИФА…

Незадолго до 16 марта в Латвии вышла книга профессора истории Виты ЗЕЛЧИ и ее учеников «Воюющая память: 16 марта и 9 мая». Сама профессор, к слову, объяснила, что 16 марта начали впервые отмечать в 1952 году за рубежом «Даугавас ванаги» («Соколы Даугавы» - организация, созданная из бывших военнопленных легионеров).

«Цель - социальная реабилитация латышских легионеров, которые попали в плен в Западной Европе, как им интегрироваться в обществе и начать нормальную жизнь мирных людей. Это - день памяти потерянного поколения», - заметила в телеинтервью Первому Балтийскому каналу профессор Зелча.

За границей оказались примерно 30 тысяч бывших легионеров. И 16 марта был объявлен днем социальной помощи (!) находившимся в бедственном положении бывшим военнопленным. Это уже в наше время под этот день подвели идеологию. Вот и получилось, что легионеры - "насильно мобилизованные жертвы", по официальной точке зрения - в то же самое время боролись за независимость Латвии, воюя на Восточном фронте и защищая Берлин. Вот такие жертвы-борцы,..

В том же телеинтервью доктор истории Каспар ЗЕЛЛИС сказал: «Большинство историков знают, что о никакой борьбе за независимость Латвии не могло идти и речи. Но… Но в исторической памяти нашего населения этот день как бы ЭТО означает.»

К слову, за час до шествия легионеров у памятника Свободы 16 марта состоялось другое разрешенное действие - возложение венка с траурной лентой "Памяти жертвам нацизма". В этой церемонии участвовали 15 человек, в том числе депутат Европарламента от Латвии Татьяна Жданок, директор Центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф, депутат Европарламента от Германии Хельмут Шольц, сопредседатель Латвийского антифашистского комитета Иосиф Корен, лидер "Объединения против нацизма" Янис Кузинс, руководитель Европейского социального форума Герман Дворжак, председатель Европейского еврейского парламента Джоэль Рубинфельд. Все они прибыли в Ригу на международную конференцию "Мир без нацизма".

Установленный непосредственно Татьяной Жданок и Иосифом Кореном венок, спустя короткое время бравые молодчики осквернили, забросав его тюльпанами и закрыв щитом - копией шеврона латышского легиона:







А траурную ленту выдернули и смяли с криками: "У нас тут другое мероприятие!" (У них тут действительно было другое мероприятие, где легионеров превозносили, как героев, а не жертв). В этом молодчикам косвенно помогали и полицейские, оттеснившие евродепутата и антифашиста, снявших было щит-шеврон с венка, к остальным пикетчикам, которые, надев символические концлагерные робы, держали в руках увеличенные документальные фотографии преступлений латышских приспешников фашистов. И уже вечером в эфире латвийского гостелевидения депутат Сейма из правящей коалиции, экс-министр юстиции (!) Дзинтарс РАСНАЧС учил полицию, что они должны были арестовать евродепутата на месте (хорошо, что не расстрелять!)...

Национальные мифы, национальная истерия - вещь опасная. Подобное ведет лишь в тупик. И жаль, что этого не понимают государственные мужи Латвии, склоняя свои головы перед мнимыми героями. И 16 марта у памятника Свободы, и 8 мая на Братском кладбище, где перезахоронены группенфюрер СС генеральный инспектор легиона Рудольф БАНГЕРСКИС, и один из организаторов массовых расстрелов мирного населения Латвии и Белоруссии штандартенфюрер легиона, кавалер Рыцарского креста Железного креста Волдемар ВЕЙСС. Здесь же, на памятной таблице, значится итальянский фашистский диктатор Бенито МУССОЛИНИ, награжденный в свое время латвийской высшей воинской наградой. И это герои Латвии, с которых надо брать пример новому поколению?..



(на снимке известный в Латвии ультранационалист. Но в таких футболках под распахнутыми куртками и пальто с победной улыбкой расхаживали 16 марта и многие латышские политики...)

ПЕРЕВЕРНУТАЯ ИСТОРИЯ…

В недавнем интервью о разделенности Латвии на русскоговорящих (реванш потомков легионеров состоялся!) и титульных, о царящих в обществе русофобии и мифах известный в Латвии русофил, экономист Айнарс КОМАРОВСКИС так ответил мне на следующие вопросы:

- Одни говорят о том, что в Латвии не может быть столкновений на национальной почве, другие - предрекают их. Кто прав?

- Столкновения на национальной почве могут быть в любой стране, даже в Швейцарии, - говорит Айнар. - Если бы Запад хотел, чтобы там были столкновения, они там были бы созданы. В Латвии предпосылки к межнациональной розни создавались уже давно, еще с 20-х годов, в советское время находились в тлеющем состоянии, а в 90-е годы вылились в неприкрытую вражду - этакий залог существования той системы, которая была создана. Без национальной вражды элита была бы сметена. Так что межнациональная вражда - это залог существования нынешней власти.

- А первопричина этой вражды в чем?

- В подмене многих исторических фактов и понятий. Историю переписали. А та история, которая была в советское время, частично сохранила тот национализм, который был вложен в нее в 20-30-е годы. Советская власть позволила латышам сохранить многие национальные мифы. В истории Латвии позволили оставить такие термины, как «великорусский шовинизм», «царизм - тюрьма народов»…

Во-первых, это было в интересах советской идеологии, чтобы прикрыть глаза на многие факты, которые способствовали свержению монархического устройства в России. Во-вторых, это делалось для того, чтобы латыши в Советской Латвии чувствовали себя комфортно, как бы избранными, европейцами. Потому латыши в 90-е годы стали думать, что, наконец, стали белыми людьми…

Об отношениях русских и латышей в начале ХХ века официальные историки помогли людям забыть. Латышей стали возвеличивать, а латышскую культуру выставлять выше русской, стоящей как бы отдельно от русской культуры и отдельно от русской истории. Все позитивное в общей истории стали замалчивать, а все негативное - выпячивать…

- Точно так же, как в советское время не поднимались вопросы ни легионеров СС, ни Холокоста…

- Да, это делали, чтобы не вспоминалось плохое, чтобы поддерживать дружеские отношения между народами. С одной стороны это было разумно, но с другой - нет, проблемы от этого не исчезали и не исчезли, как мы видим сейчас.
Поэтому предстоит немало поработать, чтобы латыши узнали свою настоящую историю, перестали считать себя белой косточкой и сами попросили русских остаться, не уезжать, забыв о позорном лозунге, взятым на вооружение еще в начале 90-х: «Чемодан-вокзал-Россия»… Наличие русских в Латвии - это как раз залог существования латышской нации. Уедут русские - их место займут (и уже занимают) сотни тысяч ментально чуждых и агрессивных беженцев из третьих стран, от которых задыхается Европа. Под это дело уже и программы созданы, и деньги выделены…

(В материале использованы фотографии, предоставленные порталом IMHOklub.lv (календарь, шествие), а также подобранные в И-те, в их числе снимки ИТАР-ТАСС (урок патриотизма в латышской школе)

история, Латвия, легионеры, Холокост, память, журналистика, интервью-статьи

Previous post Next post
Up