Из-за нее разделась сборная Латвии по баскетболу, а Сергей ИВАНОВ (в бытность первым вице-премьером РФ) наградил орденом Дружбы
Сегодня легендарной центровой сборной СССР, двукратной Олимпийской и трехкратной чемпионке мира, десятикратной чемпионке Европы, капитану уникальной рижской команды «ТТТ», побеждавшей в Кубке европейских чемпионов 23 раза (!) Ульяне Ларионовне СЕМЕНОВОЙ - 60 ЛЕТ! ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Но ей больше не хочется брать в руки мяч, играть за ветеранские команды. Наигралась уже, говорит, да и былые травмы не позволяют. И себя на площадке в кадрах кинохроники не жалует - насмотрелась видеоповторов во время разбора ошибок в прежние времена. А вот трансляции нынешних соревнований по баскетболу не пропускает, отслеживая матчи и среди женщин, и среди мужчин. Ведь баскетбол, без ложного пафоса, - вся ее жизнь. Без остатка…
***
Имя Ули, как ласково называют ее друзья, значится в двух американских залах славы баскетбола - в Спрингфилде (она была первой из баскетболисток Европы, в 1993г.) и Ноксвиле (1999). В Спрингфилде есть даже отпечаток ее кроссовок на Аллее звезд баскетбола. А 12 сентября 2007 года Ульяна включена в Зал славы FIBA (Международной федерации баскетбола) в Мадриде. Но сама на церемонию поехать не смогла. Знаменитая спортсменка перенесла в июне того же года сложнейшую операцию по замене тазобедренного сустава. А зимой 2008 - еще две серьезные операции на ноге. Но с жизнерадостной обаятельной Ульяной, вот уже 21 год возглавляющей латвийский олимпийский социальный фонд помощи ветеранам спорта, понятие «инвалид 2 группы» не вяжется никак. Лишь тяжелая трость позади кресла в ее кабинете напоминает о том, как нелегко Уле передвигаться.
(Ульяна Семенова в своем рабочем кабинете)
СПОРТСМЕНКИ, КАК МОДЕЛИ
- Женская сборная Латвии по баскетболу впервые в истории разделась для съемок в календаре на 2008 год, чтобы вырученные средства передать вам на восстановление после сложной операции. Как вы сами относитесь к тому, что теперь перед камерами стали обнажаться не только модели и актрисы, но и спортсменки?
- Лишь какой-то процент пошел для моей реабилитации, большая часть - в мой социальный фонд, потому что в нем есть баскетболистки, в том числе из “ТТТ”, которые тоже нуждаются в лечении и помощи. Конечно, я очень благодарна нашим девушкам из сборной за их желание помочь баскетболисткам-ветеранам. И почему было им не сняться обнаженными (по просьбе Ульяны ее помощница приносит календарь - Авт.)? Посмотрите, какие симпатичные девушки - и лица, и фигуры. И ни грамма пошлости (действительно, спортсменки в черно-белом календаре «а ля Пирелли» выглядят потрясающе! - Авт.). А главное, что они хорошо играют. Вот самый большой подарок!
- Вы перенесли сложные операции. Это все последствия спортивных травм. Не жалеете, что не береглись на площадке?
- Когда я бегала, такой мысли не было. Себя никогда не жалела, хотелось показать все, что умею, добиться результата. Я была рада, когда это удавалось... А с другой стороны - вот в больнице травматологии полно людей нормального роста и нормального веса, которые спортом никогда не занимались, но имеют такие же проблемы, как и у меня. Неизвестно, не занимайся я спортом, может быть, здоровье было бы еще хуже. Так что не о травмах мы тогда думали, а о том, как победить: и в сборной СССР, и в своей клубной команде - “ТТТ”. Ведь победы давали шанс попасть за границу, поехать на кубок Европы, увидать новую страну, о чем все мечтали. Это сейчас езжай-не хочу.
- Ваш клуб “ТТТ” на отсутствие загранпоездок не жаловался...
- Да, он внесен в книгу рекордов Гиннеса. Еще бы - 23 раза завоевать кубок FIBA. Такой команды, думаю, уже не будет.
(Ульяна Семенова в составе родного клуба)
НУЖНА ОДНА ПОБЕДА!
- Что было главным для женской сборной СССР по баскетболу? Что вам внушали тренеры, что вы говорили сами себе перед игрой?
- Слова были одни: победить! Мы ездили отстаивать свои титулы. А это всегда тяжелее, чем завоевывать. Я, выходя на площадку, говорила самой себе: “Ну, с Богом!” У меня была двойная ответственность, о которой мне напоминали тренеры: “Уля, как ты будешь играть, так будут играть и девчонки...” Хотя я и не была капитаном, но девчонки равнялись на меня. И шли со своими проблемами тоже ко мне, и, конечно, не потому, что я была комсоргом сборной.
- В партию вас, наверное, упросили вступить?
- Упросили. Все-таки я была чемпионкой Европы, мира и Олимпийских игр. Мне напоминали и о моих орденах - Ленина, Трудового Красного Знамени и Дружбы народов. Но потом, когда я уехала в Испанию играть, положила партбилет на стол вместе с заявлением. И с тех пор ни в одну из партий не вступала…
- Какие-то лекарства, допинги для поддержки сил в свое время принимали?
- Абсолютно нет. Единственное, что принимала - это лекарства от болей в колене, которые меня преследуют до сих пор. Как получила травму в начале 70-х, так и пошло. С ней и играла, мучилась. Потом жидкость собиралась от трещины в мениске. Теперь, конечно, никакой жидкости нет вовсе - кость о кость трется: вот туда мне железо и вставили.
А о допингах и речи быть не могло. Тренер Лидия Алексеева у нас очень строгая была. Когда мы попали на Олимпиаду в Монреале, в 1976 году, она нам сказала: “Если увижу, что кто-то пьет кока-колу, на площадку не выпущу, даже если это сильный игрок...” Объяснила, что в кока-коле, которая в те годы воспринималась нами, как волшебный напиток, тоже присутствует кофеин и тому подобное. И если, говорит, антидопинговой комиссии захочется придраться, то они смогут ухватиться за этот повод.
А мы были в те годы лидерами, и никто не знал, каким способом сбить нас с нашего пути. Да что кока-кола! Тренер запретила без ее ведома принимать даже таблетки от головной боли. Врач и девочки должны были прежде посоветоваться с ней. Да и зачем нам был допинг, мы и так были на голову выше всех (это было действительно так и в буквальном смысле слова: выше Ули баскетболисток в мире нет, что засвидетельствовано и в книге рекордов Гиннесса - Авт.). Поэтому даже на сборах дефицитные и дорогущие таблетки типа милдраната, восстанавливающие сердечно-сосудистую деятельность, которые раскладывали нам рядом с обеденными тарелками, мы выносили и тайком закапывали...
(С девчонками на Олимпиаде)
(1980 год. Сборная СССР по баскетболу - чемпион Олимпийских игр в Москве.)
ВИНО И БАНЯ
- А как расслаблялись с девчонками на сборах? Неужели, в той же Гумисте, бывшем Олимпийском центре под Сухуми, не бегали к местным жителям за домашним вином?
- Бегали. Но очень редко. У нас цикл тренировок был таким: три дня работаем, один - отдыхаем. Поэтому в выходные я с несколькими девчонками, такими же любительницами бани, отправлялись в эвкалиптовую рощу вверх по реке Гумиста, нарывали там веников, а потом парились в бане. А вот когда из Москвы приезжали к девчонкам мужья, тогда и появлялось вино. Усаживались где-нибудь на скамейке под магнолиями с трехлитровой банкой молодого вина и втихаря от тренера пропускали максимум стаканчик. Никто, как говорится, не злоупотреблял. Потом-то тяжело было бы самим на тренировках.
- Да уж, приходилось наблюдать, как вас гоняли по утрам, заставляя бегать стометровки на скорость. Помню, летом 1979-го тренер нашей сборной команды Ленинградского университета по боксу перевел утренние разминки с олимпийского стадиона на пляж. Чтобы мы, значит, не комплексовали при виде высокорослых спортсменок. Когда вы шли с пляжа в купальниках, мужчины с пиететом уступали вам дорогу. Вы сами-то не переживали по поводу своего роста?
- Нет, не до этого было. Наматывали свои круги на зарядке, а потом отправлялись на пляж. Кстати, с нами заговаривали местные мужчины, пытались ухаживать. Но не думайте, ничего предосудительного в этом не было. Все было солидно. Тем более, все знали, что мы из сборной СССР, у нас - режим, и всякие там поездки по ресторанам исключены.
- В одном из интервью вы рассказывали, как к вам сватался один зарубежный миллионер...
- Много чего было. Знаете, как за границей высоких девушек ценят, а тут - из СССР, “руссиа”.
(Начало 70-х. С Раймондом Паулсом после концерта в Риге.)
И ОРДЕН АЛЫЙ НА ГРУДИ…
- Вы могли когда-нибудь представить, тренируясь на берегах Гумисты, что эта речка станет ареной боев между грузинами и абхазами, а СССР перестанет существовать? Не жаль?
- Политической системы, которая была, нет. А вот людей, которые разделились по национальному признаку, жаль. Конечно, есть ностальгия по тому времени, по молодости, по девчонкам, по нашей дружбе. Мы на Олимпийских играх были единой семьей. Ходили-болели за своих. И даже мысли не было: вот этот - из Латвии, а этот - из Грузии или Украины. Помню, как в Монреале, в 1976 году, радовались за велосипедистов, когда наши спортсмены в шоссейной гонке завоевали первые золотые медали. Мы целовали наших чемпионов, разглядывали эти медали, как драгоценности. Тогда и поклялись, что кровь из носу, но завоюем такие же. И завоевали! Впервые в истории, ведь прежде женский баскетбол не входил в олимпийские виды спорта.
- Как вы относитесь к советским орденам той поры?
- Все они заслужены трудом. К слову, я единственная спортсменка в Латвии, которая награждена орденом Ленина. А орден Трудового Красного Знамени в военное время приравнивался к боевому. Так что я горжусь своими наградами. В их числе есть и орден Трех звезд - высшая награда Латвии, полученная в 1995 году.
(Отнять мяч у нашей центровой было практически невозможно. 1983 год. Финальный матч с американками на чемпионате в
Бразилии, который выиграла сборная СССР.)
- А в декабре 2006 года на праздновании столетия российского баскетбола в Санкт-Петербурге вы получили еще и российский орден Дружбы...
- Да, с наградной книжечкой за подписью Путина.
(Сергей Иванов - снизу-вверх... Слева на заднем плане - Валентина Матвиенко.)
- В Санкт-Петербурге, кроме ордена Дружбы, вы получили приз и как лучшая центровая российского баскетбола ХХ века?
- Да. Поехать в Санкт-Петербург меня уговорили в том числе и в Олимпийском комитете Латвии. Мне выделили более просторный микроавтобус, чем у меня в фонде. И со мной поехал мой водитель и директор архива всего Олимпийского комитета. С такой свитой я и поехала. Причем всех нас без слов разместили за счет принимающей стороны. Я так была рада, что поехала - увидела всех своих девчонок, которых не видела уже 20 лет после игры в сборной…
На соревнованиях и на сборах мы часто жили в одной комнате с Таней Овечкиной, сын которой сейчас знаменитый хоккеист. Девичья фамилия Тани была Кабаева, и мы ее звали Кэба. Ей очень нравилось одевать мои шлепанцы и халат по утрам. Просыпаюсь - халата и шлепок нет, ага, значит, Кэба пошла в туалет. Мы с ней очень дружили. Талантливая была баскетболистка.
«РАДА, ЧТО НУЖНА ЛЮДЯМ»…
От вопросов спортивных мы постепенно перешли к политике и более важным и вечным темам, к тому, что волнует людей больше всего - здоровью, семье. Тем более что рядом за столом двигал игрушками мой 8-летний сын, пока до конца не понимающий ценность подаренной ему Ульяной открытки, на которой она охотно расписалась…
(Ульяна Семенова с моим старшим сыном)
- Я очень переживаю за то, что сейчас творится в Латвии, - говорит с видимым сожалением Ульяна. - Но ввязываться в эти дрязги не хочу. Как только образовывается новая партия, так все меня в нее тянут. Вот многие годы меня считали своей в одной из старейших наших партий. Бывший премьер даже анкету предлагал заполнить. Но я отказалась, сказав, что честно отыграла в спорте и не хочу участвовать в интригах. Хотя не осуждаю и тех спортсменов, которые стали депутатами…
Я рада, что у меня есть работа, которая нужна людям. Меня любят и уважают.
Мама у меня верующая была. Я из семьи староверов, с хутора Пабержи, что в Медумской волости Латвии. У меня дома икона стоит. Вторую икону брату в деревню отвезла. Помню, как Пасху и другие церковные праздники всегда обязательно отмечали. Нас было шестеро в семье - четыре брата и две сестры. С чего я так выросла, не объяснить. Родители были среднего роста. Поэтому, когда в пятом классе я доросла до метра восьмидесяти, папа даже отвез меня в больницу на обследование. Но врачи сказали, что такого здорового ребенка еще поискать надо…
(Уля с братом Семеном…)
(Со знакомыми - по грибы...)
- С подбором одежды у вас, наверное, всегда проблемы были?
- Насчет одежды у меня абсолютно нет проблем. Своя портниха, которая прекрасно шьет. А вот с обувью есть небольшая проблема, да и то потому, что мне необходима ортопедическая обувь. Но у меня с 1987 года, с того времени, как я в Испании получила травму голеностопа, есть свой сапожник. Тогда, после операции, мне нужна была специальная обувь, и Гунар помог. Так что не могу жаловаться.
ИЗ ДОСЬЕ:
Ульяна СЕМЕНОВА родилась 9 марта 1952 года. Заслуженный мастер спорта. Рост - 210 см. Двукратная олимпийская чемпионка (1976, 1980). Трехкратная чемпионка мира (1971, 1975, 1983). 10-кратная чемпионка Европы, 15-кратная чемпионка СССР. Многократный победитель Кубка европейских чемпионов в составе рижского клуба «ТТТ».
Баскетбольную карьеру начала в 1965 году, в возрасте 13 лет. С 1968 по 1986 - член сборной команды СССР.
Играла также за «Tинторетто» (Испания, 1987/88) и «Орши» (Франция, 1989). За спортивную карьеру провела более 5 тысяч игр, набрав 15 тысяч очков. Личный рекорд по количеству набранных очков в одном матче - 54 (1975, против Geas (Италия) в Кубке европейских чемпионов).
(В атаке легенда советского баскетбола - Уля Семенова)
Карен МАРКАРЯН. (Фото из Олимпийского комитета Латвии и автора)