Рижская частная русская школа «Эврика», действующая с 1993 года и всегда считавшаяся одной из лучших школ в Латвии, в прошлом году была лишена аккредитации чиновниками минобраза, несмотря на полученные награды от очень престижного в латышской среде фонда Draudzīgs aicinājums («Дружеский призыв»), основанного еще до войны президентом Карлисом Улманисом.
То есть одной рукой награждают, а другой - уничтожают. Как такое может происходить?
Запросто. Если речь о русской школе в Латвии - безотносительно того, муниципальная она или частная, получает ли она высокие награды или нет, магистры в ее преподавательских рядах или доктора педагогики, выигрывает ли она олимпиады или нет, успешны ли ее выпускники, в том числе и в латышском языке или нет…
На уроке в "Эврике". Все фото и видео: Карен Маркарян
Чтобы было понятно. Основная задача фонда «Дружеский призыв» - определять качество знаний и рейтинг школ. Лучшим из лучших вручаются награды в виде «Сов», сидящих на лесенках. Работу фонда поддерживает экс-президент Латвии Валдис Затлерс и семь бывших министров образования, включая нынешнего - Карлиса Шадурскиса, автора искоренения русского образования в республике.
И вот в прошлом году «Эврика» получила сразу двух «сов»! Большую золотую - за 2-е место по росту качества преподавания и знания учениками математики среди всех городских школ Латвии (включая латышские!) и малую серебряную - по росту качества знаний в целом. «Эврика» по этому показателю входит в десятку лучших городских средних школ республики (из почти 200!).
Пять проверок за 25 лет работы «Эврика», чьи выпускники учатся в вузах Латвии, России и Англии, успешно проходила, но шестая стала роковой.
Так в чем же главные претензии чиновников, которые фактически делают все, чтобы закрыть частную русскую школу, лишив ее в октябре 2017 года аккредитации?
- Проблемой оказалась недостаточность латышкости, - рассказывает учредитель «Эврики», доктор педагогики, заслуженный учитель Латвии и в прошлом депутат трех созывов парламента страны Яков Плинер. - Несмотря на то, что из 17 оцениваемых параметров четыре оценены чиновниками высшим баллом - «ļoti labi» («очень хорошо»), ещё четыре - «labi» («хорошо»), семь других - «pietiekami» (уровень «достаточный»). А вот два оставшихся параметра оценены явно предвзято. Это - образовательные программы и кадры - из-за недостаточности латышскости на уроках и знания латышского некоторыми учителями.
Яков Гдальевич Плинер в своем кабинете.
…В результате «Эврика» лишилась госдотаций на сумму 9 тысяч евро, выплачивая ежемесячно в виде налогов в госбюджет 22 тысячи евро. Отсутствие аккредитации налоги, как вы понимаете, не отменяет.
- Это убивает школу, как и то, что мы не можем теперь выдавать аттестаты за среднее образование и свидетельства за «девятилетку», - отмечает Яков Плинер, организовывавший в 2003-2004 годах протесты против перевода всех русских школ лишь на госязык обучения, чего тогда добивался тот же Шадурскис, сидевший в кресле министра образования.
Тогда пришли к компромиссу: 60% предметов - на латышском, 40% - на русском. Сейчас - власти непримиримы, дав ход эксперименту над русскоговорящими детьми и их родителями.
Родители, как известно, выходят на митинги и марши протеста, провели Вселатвийское родительское собрание и руки складывать не намерены. Недавно они принесли к президентскому замку в Риге «черную метку»…
- Мы сейчас вынуждены переводить наших детей в муниципальные школы, чтобы они получили там документы об образовании, - продолжает мой собеседник. - Еще одна беда для учителя: это - Центр госязыка, который в народе называют языковой полицией. Как только от нас ушли чиновники, они написали кляузу в этот центр, и пришли инспекторы по языку. Они проверяли 17 работников школы, оштрафовали - 9. Штрафы - от 35 до 85 евро. Но не прошло и полгода, как мы получили письмо, что они в очередной раз собираются к нам с проверкой. А повторные штрафы : от 280 до 700 евро…
- Язык используют в виде кнута. Ведь в принципе любого латыша можно проверить на знание госязыка на высшую категорию, и он вряд ли сдаст такой экзамен...
- Процентов тридцать латышей, для кого этот язык родной, не способны выражаться на высоком латышском, со всеми правильными окончаниями. Поэтому сами латыши этот экзамен не сдали бы, - соглашается собеседник, работавший одно время и в министерстве образования ЛР.
- Так выходит, что любую школу можно зарубить за придирки по языку?
- Два года назад практически уничтожили рижскую частную школу «Иннова», ушло две трети учеников, и на сегодняшний день власти делают всё, чтобы уничтожить и школу «Эврика». Те люди, которые думают, что политическая псевдореформа образования не коснется частных школ, глубоко ошибаются. Поправки, принятые к законам об образовании, касаются и частных школ. К сожалению, это уничтожит и частное русское образование в Латвии.
Click to view
…Центр госязыка собирается провести массовые проверки знания латышского учителями школ нацменьшинств. Так что «карающий меч», в который в Латвии превращен госязык, может обрушиться на любую нелатышскую школу.
А в той же «Эврике» из 29 педагогов - 24 магистра педагогики. Учредитель школы Яков Плинер и директор школы Валерий Бухвалов - доктора педагогики, дважды лауреаты премии имени латышской просветительницы Валерии Сейле.
«Эврика» неоднократно награждалась почетными грамотами от Русской общины Латвии, Латвийской ассоциации преподавателей русского языка и литературы, Ассоциации частных школ Латвии. Получала благодарности из вузов за хорошо подготовленных выпускников, проводила бесплатно семинары для педагогов Риги, в прошлом году принимала 25 учителей из пяти школ Санкт-Петербурга…
Но кого это, увы, сейчас волнует? Чиновников не интересуют высокие достижения школ и их учеников. Они настаивают лишь на большей латышкости во всем. Но русских деток превратить в латышских - невозможно.
О демократичности и человечности такого подхода, понятно, и речи нет. А вот о маргинализации русских школьников, утрате ими возможностей хорошо понимать многие сложные предметы на неродном языке, падении успеваемости - обо всем этом вполне уже можно говорить. Даже при раскладе 60 на 40.
Так, евродепутат от Латвии Андрей Мамыкин приводит данные исследования Programme for International Student Assessment (PISA - Программы международной оценки студентов): «Международная проверка знаний 15 летних учеников. Математика: Эстония - 9 место, Латвия - 34. Наука: Эстония - 3 место, Латвия - 31».
Тест PISA раз в три года оценивает грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Проводит исследование Организация экономического сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров.
- У наших детей снизилось качество знаний, - свидетельствует и Яков Плинер. - Знание латышского несколько повысилось, но качество знаний со времени первой реформы в целом упало. У детей ухудшилось здоровье, потому что переводить с одного языка на другой и обратно требует много времени для выполнения домашних заданий. А те, кто махнули рукой, оказываются внизу социальной лестницы. Та реформа уже снизила возможности наших детей развивать свои способности в кружках, спортивных секциях. На это элементарно не остается сил и времени.
В 2005 году группа депутатов обратилась в Конституционный суд, который хотя и признал реформу образования законной, но обязал министерство образования провести мониторинг влияния новых требований на детей. Решение Конституционного суда до сих пор не выполнено.
За это время на пропорцию 60/40 перевели и основную школу (5-9 классы). Уравняли требования к знанию латышского выпускниками всех школ Латвии. Русские школьники получают из-за этого более низкие оценки и не могут, соответственно, претендовать на бюджетные места в государственных вузах, которые все давно на латышском.
- Заставлять русского учителя обучать русских детей физике, химии, биологии, математике на латышском языке - это издевательство над детьми, издевательство над учителями, издевательство над родителями, которым придется корпеть со своими детьми над переводами или нанимать репетиторов (за 15 евро в час - К.М.), и издевательство над здравым смыслом, - указывает Отличник просвещения СССР и Латвийской ССР Яков Гдальевич. - Это всё убьет русскую школу в Латвии, если нам не удастся опрокинуть этот закон с помощью международного сообщества. Ведь во Всеобщей Декларации прав человека, принятой в 1948 году, записано: родители имеют право выбирать язык образования для своих детей. Но поскольку в Латвии запрограммировано убийство и муниципальных, и частных русских школ, родителям не из чего выбирать. Латыши будут учиться в своих школах, а русские - как бы в русских, но на латышском… Это - чистой воды сегрегация. Так было раньше с темнокожими в США и ЮАР.
- Ну, если учесть, что в Латвии с 1991 года примерно 250 тысяч человек из 1,9 млн населения являются бесправными «неграми», как называют неграждан, то удивляться не приходится…
- Три закона в Латвии я считаю дискриминационными, - говорит Плинер. - Это - закон о языке, когда русский признан иностранным языком, хотя он здесь звучит, как минимум, с 13 века. Второй - закон о гражданстве, разделивший жителей Латвии на граждан и неграждан, которых я отношу к политически репрессированным лицам, так как они лишены всех политических прав и части экономических. И, конечно, дискриминационный закон об образовании. Потому что он противоречит Конституции Латвии и ряду международных документов. Но, к сожалению, в этом вопросе у Европы двойные стандарты.
Яков Гдальевич Плинер у входа в рижскую русскую частную школу «Эврика».
…Не случайно, что поправки к законам об образовании приняли именно сейчас, ведь осенью очередные парламентские выборы, а триада национал-радикалов с относительно умеренными мечтает остаться у власти, у кормушки любой ценой.
Языковой вопрос - самый действенный в этом плане. Латышский избиратель сразу забывает о повышенных налогах и тарифах, о падающем уровне жизни, об огромном внешнем долге, о вымирании и отъезде населения и готов вновь проголосовать за тех, кто его «спасает от русских».
Несмотря на то, что в Латвии сложно найти теперь русского, особенно среди молодежи, который не мог бы сносно изъясняться на госязыке, дело подается так, будто русские не хотят учить латышский.
Самые популярные шаблонные комменты в соцсетях: «Езжайте в свою Россию, здесь - Латвия и латышский язык…»
Хотя здесь и русские не пришлые, и русский язык. А русская школа открыта в Риге еще 230 лет назад. Впрочем, Народный фронт до получения независимости Латвией обещал русским и гражданство, и русские школы. Обманули.
И вот теперь русских школ уже нет, а остатки переведут сплошь на латышский язык. И куда денут процентов сорок учителей из русских школ, которых придется увольнять?
На их место зато придут латышские учителя, школы которых из-за депопуляции будут закрыты…
Такое ощущение, что власти не очень беспокоятся возможным развитием событий, набравшись храбрости из-за присутствия солдат НАТО. Поэтому можно, по указке из Вашингтона, и банки гробить, и постепенно превращаться в будущий, вероятно, театр военных действий.
Очередного военного конфликта на своей территории латыши могут уже не пережить.
Какие инвестиции сюда придут, кто из уехавших жителей захочет вернуться, когда подобный сценарий вполне осязаем? Разве что часть жителей, преимущественно русскоязычных, уедут, кто куда. И станут ли латыши после этого богаче? Ответ вы и сами знаете.
Чтобы этого всего не произошло, не стоит доводить своих соседей до белого каления. Рядовым избирателям, которые осенью придут на выборы, хорошо бы это помнить.
(для тех, кто хочет и может поддержать школу «Эврика», просим перечислить средства на реквизиты с указанием цели - ziedojums («пожертвование»):
Vecāki Bērniem Fonds
Apuzes iela 74
Reģ. Nr. 40008018655 Swedbank AS, kods: HABA LV 22
Konts: LV84 HABA 0551 0226 5751 1