Голос нашего детства Анофриев ушел весной, как и хотел...

Mar 29, 2018 07:08

На 88-м году жизни 28 марта после продолжительной болезни ушел певец, актер, композитор и режиссер Олег Анофриев, чей голос с 1964 года сопровождает не одно поколение советских и российских детей песенкой «Спят усталые игрушки» Аркадия Островского на стихи Зои Петровой, написанной для цикла передач «Спокойной ночи, малыши!».

Анофриева похоронят в пятницу, 30 марта. Прощание состоится в траурном зале Центральной клинической больницы Управления делами президента.

Олег Андреевич очень не хотел, чтобы в момент выноса гроба с его телом аплодировали.



Олег Анофриев прожил яркую и счастливую жизнь. Фото: youtube.com

«На похоронах аплодисменты трупу - это чудовищно! Это все взято с Запада. Боже сохрани, чтобы мне так было», - говорил он в интервью «Российской газете» в сентябре 2016 года. И его слова о времени собственного ухода оказались пророческими…

«Я о смерти много пишу. Написал стихотворение "Я хочу умереть по весне". Хитрость-то в чем заключается - я писал это стихотворение на исходе весны. Если вдруг придет время помирать раньше, то вы, ребята, дотяните меня до новой весны. Понимаешь, я себе зарезервировал еще одно лето», - то ли в шутку, то ли всерьез просил народный артист России.

Лето 2017 года Анофриев прожил, а ушел вот сейчас, по весне…

«Перед чертой помнится молодость»

«Мне сегодня 86 лет: у меня шесть шунтов на сердце и один искусственный клапан там стоит, но, правда, подтекает. Пью кучу лекарств, для поддержки жизни и разжижения крови, но живу же! - говорил артист в том же интервью. - Перед чертой помнится молодость. Время, когда было здоровье, и жизнь казалась длиннее Волги…»

Москвич Анофриев родился в Геленджике 20 июля 1930 года, потому что его отец Андрей Сергеевич ежегодно летом получал назначение главврачом в санатории на Черноморском побережье (когда родился Олег, он был главным врачом санатория МГУ).

Олег был младшим из трех братьев. В Москве Анофриевы жили на Смоленской площади. С 6 класса Олег занимался в школьном драмкружке, удивлял хорошими вокальными данными. После школы в 1950 году поступил в Школу-студию МХАТ на курс Сергея Блинникова и Георгия Герасимова - «В студию меня взяли с трудом. Но я прочел монолог деда Щукаря, они ржали, как лошади, и меня приняли».

После окончания студии в 1954 году Анофриев служил актером в Центральном детском театре, Театре имени В. Маяковского. Затем с 1962 по 1972 год работал в Театре имени Моссовета, а с 1972 по 1995 годы выходил на сцену Театра-студии киноактера и даже некоторое время работал главным режиссером этого театра.

В лихие 1990-е Анофриев почти не снимался в кино, вынужден был продать свою трехкомнатную московскую квартиру и переехал жить в подмосковную деревню Аксиньино.

В 1992 году дебютировал как кинорежиссер, поставив фильм «Быть влюблённым» с Галиной Польских, Светланой Немоляевой и Александром Лазаревым в главных ролях. В этой картине Анофриев выступил одновременно и в качестве композитора.

В середине 1990-х вел телепередачу «Сказочный полдник» на РТР, в 1999-м - программу «Домашняя библиотека» на ОРТ.

В 1999 году выпустил книгу «Солдат и балерина», собрав воедино стихи, тексты песен, воспоминания об актерах, режиссерах, исполнителях, с которыми ему довелось работать и встречаться в жизни (Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Серафима Бирман, Николай Охлопков, Николай Крючков, Евгений Весник, Георгий Вицин, Анатолий Папанов, Валентин Гафт, Майя Кристалинская…).

Артист снялся более чем в 60 фильмах, написал более 50 песен, записав более 200.

Голосом нашего детства Анофриева называют еще и потому, что он озвучил очень много мультфильмов, среди которых «Сказка о попе и работнике балде», «Храбрый портняжка», «Как Львёнок и Черепаха пели песню» (спел и за Черепаху, и за Львёнка), и, конечно же. «Бременские музыканты» (в этой серии мультиков Анофриев поет за Трубадура, разбойников, охрану и Атаманшу).

«Есть только миг…»

В фильмах Анофриев не очень заметен, например, исполнив роль тапера в комедии-вестерне Аллы Суриковой «Человек с бульвара капуцинов» (1987), но вот некоторые песни, исполненные им, стали практически народными.

Так было с той же «Песней о друге» Андрея Петрова на слова Григория Поженяна для кинофильма «Путь к причалу» (1962) с известными многим словами: «Друг всегда уступить готов место в шлюпке и круг…»

image Click to view



Но поистине звездной стала песня «Есть только миг» из кинофильма Альберта Мкртчяна «Земля Санникова» (1973) - музыка Александра Зацепина на слова Леонида Дербенёва.

«Меня 26 тысяч раз спрашивали: «В чем успех песни «Есть только миг»? Где я взял эту исполнительскую правду? - вопрошал в интервью «Российской газете» Анофриев и сам же отвечал. - Только в стихах Леонида Дербенева, он так написал. Я просто сумел этим воспользоваться. Я постарался показать мир Лени Дербенева, то, что он вложил в эти молитвенные по точности строки «Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь». Это же молитва в чистом виде!»

image Click to view



А еще Анофриев признавался, что мало о чем жалеет в жизни, что «если жизнь назад крутануть, то прожил бы ее также».

«Главная беда человечества - треклятое "я", которое лезет из нас и ничего с этим нельзя поделать, - сожалел Олег Андреевич. - Вроде и веруешь, и понимаешь, а "я" лезет. Вот в чем корявый корень жизни…»

Обидеть творца может каждый…

«Природа таланта ранима, как душа девственницы. Талант без кожи. Ткнул и сразу боль. Уйдет это - пропадет наив и свежесть, - рассказывал «Российской газете» Анофриев. - В жизни же теней много. Как-то смотрю, по телевидению идет хорошая программа, думаю, ну почему меня туда не приглашают? Я бы почитал там свои стихи. Проходит время, и мне звонят с этой программы и приглашают. Я, будучи прожженным циником и конченым скептиком, забывая про все, как малиновка начинаю готовиться к этой программе.

Прихожу туда, заставляю их ставить рояль, никогда они его никому не ставили. Пою свои романсы, читаю стихи, мне хлопают зрители. Вдруг вижу, что одна баба на третьем ряду заснула. Может ли быть большее оскорбление для артиста? Я ей предлагаю пойти поспать, а она мне честно отвечает: что вы думаете, легко третью передачу слушать и хлопать. Вот когда нужен матерный язык. Вот и вся философия этой хорошей, душевной программы. В жизни такого много. Очень много.»

О счастье и семейном долголетии

«Нельзя всю жизнь прожить на первом этаже. Подниматься надо. Это трудно, но надо. Самое трудное - давить в себе завистника, - делился жизненной мудростью Анофриев в одном из последних своих больших интервью. - Могу позавидовать счастью, но светло так. Вот у меня долго парня в роду не было, и я завидовал всем рожденным сынам, внукам и правнукам. А как родился правнук, так я сразу и успокоился».

С женой Натальей Георгиевной (род. в 1932-м, врач) Анофриев прожил в браке более 60 лет. Дочь Мария (род. в 1959-м), как и мама, тоже врач. Внучки - Наталья и Анастасия. Правнук -Олег.

«Мы с женой 65 лет вместе, секрет тут один - это взаимный компромисс, - подчеркивал Анофриев. - Для меня существует одно табу. Это ее измены, ее, а не мои... Это обычная мужская логика. Она у меня просто очень умная и прекрасно понимает, что я на стороне походил-походил, а пришел к ней. Так что все сохранилось благодаря мозгам моей жены».

И еще об уходе из жизни…

«Смерть меня не пугает. Кто боится говорить о смерти, тот не христианин. Понимаешь, если лишиться смерти, то жизнь становится бессмысленна», - уверял Анофриев и призывал в стихах «спешить жить»:

Спешите жить,
Спешите жить,
Не зная зависти…
Туда спеши,
Иль не спеши -
Не опоздаете.

И каждый день,
Как боевик,
Как откровение,
Ведь жизнь твоя -
Есть только миг,
Одно мгновение,
А если время на погост
Когда-то сбудется,
Лежи достойно,
В полный рост,
Пускай любуются!

Анофриев при жизни подобрал себе памятник - этакий неподъемный булыжник, на котором чуть сглажена одна сторона, а на ней выбита одна строчка. «Есть только миг...»

«Внизу на постаментике допишут: Олег Анофриев и две даты. Рождения и смерти. Если ты кончишься с последним ударом сердца, то все изобретенные тобой Су-34 и прочие "Боинги" не нужны никому. Поэтому остается только память. А раз остается память, то значит, двери не захлопываются.»

В этом Олег Андреевич был уверен. Двери за ним еще долго-долго не захлопнутся…

Анофриев, память, ЗВЕЗДЫ

Previous post Next post
Up