В четверг 15 марта депутаты Сейма Латвии отклонили инициативу национального объединения «Все для Латвии»-«Отечеству и Свободе»/ДННЛ и не рискнули вновь, спустя 20 лет, объявить 16 марта днем памяти латышских легионеров.
В 1998 году 16 марта был официально включен в перечень памятных, праздничных и отмечаемых дней, как день памяти латышских воинов, но уже через год под градом критики европейских и российских коллег парламентариям Латвии пришлось свое решение отменять.
Шествие к памятнику Свободы в Риге в память латышских легионеров Ваффен СС. Рига, 16 марта 2015. Фото: Карен Маркарян
Депутаты тогда условились, что для поминовения павших воинов есть День Лачплесиса (героя народного эпоса) 11 ноября - день памяти павших героев.
К слову, в нынешний четверг 15 марта День Лачплесиса, до этого и так отмечавшийся в Латвии, был практически единогласно включен в календарь памятных, праздничных и отмечаемых дней. Таким образом, часть латышских депутатов как бы пыталась сохранить лицо перед своими избирателями, многие из которых являются потомками легионеров и считают их героями, боровшимися за свободу Латвии.
Впрочем, такого же мнения придерживаются не только потомки участников добровольческого легиона Ваффен СС, но и некоторые латышские историки, которые всячески пытаются продвинуть основную мысль о том, что легионеры были всего лишь солдатами, но не карателями и убийцами мирного населения.
Эти идеи находят благодатную почву среди латышской молодежи. Легионеры представляются самыми настоящими героями, которые боролись с «советскими оккупантами за свободу Латвии».
Поэтому не случайно, что на страничке нацобъединения в Фейсбуке депутатов, проголосовавших против объявления 16 марта памятным днем, воздержавшихся или не принявших участие в голосовании, называют предателями народа, лицемерами, недостойными называться латышами.
Как написала одна женщина в комментарии, «еще можно понять голосование депутатов «Согласия» (так называемая прорусская партия - ред.), но не «Единства и «зеленых и крестьян». Очень-очень жаль, что у них такая позиция. Что теперь думать нынешним защитникам Отечества, если не уважают тех, кто сражался за Латвию, когда ей угрожала опасность».
Законопроект поддержал 21 депутат, против было 25, 31 воздержался и 11 - не голосовали (в Сейме - 100 депутатов).
Однако депутаты от нацблока не собираются отказываться в будущем от идеи сделать 16 марта днем памяти латышских легионеров, отбрасывая две такие неудобные буквы - «СС».
Но слов из песни, как говорится, не выкинешь. Нюрнбергский трибунал не включил в список преступных формирований лишь кавалерийские дивизии СС. Никаких исключений для других формирований СС трибунал не сделал, констатировав, что «дивизии войск СС ответственны за множество убийств и зверств на оккупированных территориях…» (Нюрнбергский процесс. Сборник материалов в 8 томах. Том 8. Москва, Юридическая литература, 1997, с. 652).
Первое шествие в память легионеров в Риге состоялось в 1994 году 16 марта. В этот день в 1944 году впервые две латышские гренадерские дивизии СС (15-я и 19-я) совместно участвовали в боях против наступающих советских войск у реки Великой в Псковской области.
Память легионеров после войны начали отмечать за рубежом латышские эмигранты из движения «Даугавас ванаги» («Соколы Даугавы»).
А теперь в Латвии ежегодно в них участвуют депутаты Сейма и даже иногда члены правительства.
Легион создавался не на пустом месте - согласно распоряжению рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, в него включались все латышские полицейские батальоны, участвовавшие в карательных акциях на территории Белоруссии, России, Украины, Литвы и Польши, пишет еженедельник «Аргументы и факты».
Например, в одной только карательной антипартизанской операции «Зимнее волшебство», проведенной прибалтийскими и украинскими коллаборационистами в период с 15 февраля до начала апреля 1943 года на севере Белоруссии и в Себежском районе Псковской области, участвовали 7 латышских полицейских батальонов, которые влились затем в легион.
В ходе операции были уничтожены несколько сотен деревень, расстреляны и сожжены не менее 12 000 мирных жителей (из них более 2000 - дети в возрасте до 12 лет), около 15 000 были отправлены на работы в Германию и в концлагерь Саласпилс (да-да, тот самый, «воспитательно-трудовой», как трактуют нынче в Латвии).
При этом члены полицейских батальонов не были призывниками. За свою «работу» они получали деньги.
Три первых мобилизации личного состава в легион, проведённые с весны 1943 по январь 1944 года, не были насильственными. Те латыши, которые не желали служить в СС, могли выбрать трудовую повинность или вспомогательные подразделения вермахта, а также просто уклониться от призыва, рискуя, как правило, небольшим наказанием - полгода лишения свободы. Лишь в конце войны гитлеровцы, неся большие потери на фронте, стали сгонять латышей в легион под угрозой суровых карательных мер, пишет «АиФ».
После освидетельствования врачебной комиссией, мобилизованным предоставлялось право выбора места службы: либо в латышский легион СС, либо в обслуживающий состав немецких войск, либо на оборонные работы. По сравнению с последними, легионеры пользовались лучшим продовольственным и материальным обеспечением, что приводило к тому, что большинство изъявляло желание пойти в легион.
Военные преступления латышские эсэсовцы совершали и непосредственно в составе легиона. Например, рота жандармерии 19-й гренадерской дивизии СС совместно с другими подразделениями дивизии 18 декабря 1943 года в деревне Заля-Гора, западнее Новгорода, расстреляла 250 мирных жителей. 21 января в деревне Глухая силами роты жандармерии были заперты в сарае и расстреляны из пулемётов около 200 человек. Всего с 18 декабря 1943 года по 2 апреля 1944 года личный состав 19-й латышской дивизии СС участвовал в карательных акциях, в ходе которых было уничтожено 23 деревни и расстреляно не менее 1300 человек.
О том, как именно воевали латышские легионеры СС, даёт представление информация из спецсообщения начальника Управления контрразведки «Смерш» 2-го Прибалтийского фронта от 18 августа 1944 года «Об издевательствах немцев и их пособников из латышских частей СС над советскими военнопленными»: «Рядовому Караулову Н. К., младшему сержанту Корсакову Я. П. и гвардии лейтенанту Богданову Е. Р. немцы и предатели из латышских частей СС выкололи глаза и нанесли во многих местах ножевые ранения. Гвардии лейтенантам Кагановичу и Космину они вырезали на лбу звёзды, выкрутили ноги и выбили сапогами зубы. Санинструктору Сухановой А. А. и другим трём санитаркам вырезали груди, выкрутили ноги, руки и нанесли множество ножевых ранений. Зверски замучены рядовые Егоров Ф. Е., Сатыбатынов, Антоненко А. Н., Плотников П. и старшина Афанасьев. Никто из раненых, захваченных немцами и фашистами из латышей, не избег пыток и мучительных издевательств».
В феврале 1945 года на территории Польши солдаты и офицеры 15-й латышской дивизии Ваффен-СС заживо сожгли более 30 польских солдат из 1-й пехотной дивизии им. Тадеуша Костюшко, попавших к ним в плен...
За какую же свободную Латвию сражались таким образом и на чужих землях латышские легионеры?
В планы Гитлера не входила независимость оккупированных им территорий, большинство населения которых должно было быть уничтожено, что с немецкой пунктуальностью и проводилось в жизнь.
И напрасны были возможные заблуждения рядовых легионеров в том, что они сражаются за независимость своей страны. Это касается, впрочем, всех национальных соединений в составе гитлеровской армии.
Все легионеры клялись и присягали лишь Адольфу Гитлеру, за которого обязались отдать свои жизни.
«Именем бога, я торжественно обещаю в борьбе против большевиков неограниченное послушание Главнокомандующему вооружёнными силами Германии Адольфу Гитлеру и за это обещание я, как храбрый воин, всегда готов отдать свою жизнь.»
Вот и сегодня, 16 марта, в Риге вновь состоится шествие в честь латышских легионеров Ваффен СС - 24-й год подряд…