Вчера в Сейме были отклонены поправки в закон о госгранице, которые неожиданно возникли при втором чтении и могли спровоцировать в будущем военный конфликт между Латвией и Россией. Кому могли понадобиться подобные поправки, в эксклюзивном интервью рассказывает депутат сейма Янис Адамсонс, бывший глава МВД и командующий погранвойсками страны.
Янис Адамсонс. Фото: Карен Маркарян
Но начнем мы с событий недавнего прошлого, которые объединены главным во всех переворотах и дестабилизациях обстановки, вплоть до войн. Это - так называемые сакральные жертвы.
Майдан-2014, Рига и Вильнюс-1991
Сейчас во многих СМИ активно обсуждают итальянский документальный фильм о грузинских снайперах на киевском Майдане в феврале 2014 года, которых тогда организовывал, в частности, комендант «евромайдана» Андрей Парубий, занимающий ныне пост председателя Верховной Рады. Понятно, что без сакральных жертв, без так называемой «Небесной сотни», которую отправили на небеса организаторы Майдана, госпереворота бы не случилось.
Такими же сакральными жертвами можно считать и убитых вечером 20 января 1991 года в городском парке Риги у Бастионной горки старшеклассника Эдийса Риекстиньша, милиционера Сергея Кононенко, операторов из группы Юриса Подниекса - Андриса Слапиньша и Гвидо Звайгзне (скончался от полученного пулевого ранения в больнице 5 февраля 1991).
Даже ультранационалисты в Латвии не считают, что теледокументалистов, милиционера и мальчишку убили рижские омоновцы, захватившие в тот вечер здание МВД после того, как оттуда по ним открыли огонь, который вели и с Бастионной горки, и из городского парка так до сих пор и неустановленные следствием лица.
Юрис Подниекс (автор знаменитой документальной ленты «Легко ли быть молодым?», снятой в 1986 году) в марте 1991 года в интервью для «Комсомольской правды» рассказывал мне, что это были не шальные пули, что лишь везение спасло его самого от той же участи: «Стреляли так, что голову невозможно было поднять».
«Стреляя в журналистов, стреляют в правду, - говорил мне Юрис. - В первую очередь я отношу это к Андрису и Гвидо. Но не только. Проявляется тенденция: таким страшным образом ограничить информацию, получить шанс манипулировать ею. Это я почувствовал в Вильнюсе (столкновения и стрельба по демонстрантам 11-13 января 1991 - К.М.). Меня предупреждали: «Берегись, у них есть приказ стрелять по видеокамерам».
«Надо было, чтобы Рубикс сел…»
- Любой переворот требует своих героев, и героев, желательно, мертвых?
- Организация переворотов - военных, гражданских, революции - стара, как мир, - отвечает Янис Адамсонс, член комиссии Сейма ЛР по обороне и внутренним делам. - Проходит время, меняются технологии, методы, но не меняется сам принцип. В организации любого госпереворота должны присутствовать свои мертвые герои.
И события в Риге 20 января 1991 года до сих пор вызывают много вопросов. Когда я был министром внутренних дел, пытался разбираться с этим делом. Мы даже получили международный ордер в 1995 году на задержание рижского ОМОНа, который дислоцировался в то время в Приднестровье.
У нас была договоренность с генералом армии Лебедем (с 27 июня 1992 года генерал-лейтенант Александр Лебедь приказом ГенШтаба РФ назначен командующим 14-ой гвардейской общевойсковой армией, благодаря ему был прекращен вооруженный конфликт в Приднестровье - К.М.), что военные окажут нам содействие.
Об операции знали четыре человека вне Генпрокуратуры Латвии. Но за 2 часа до начала операции, когда в аэропорту Риги уже стоял самолет «под парами» и к вылету готовились представители спецназа, операция сорвалась. Вероятнее всего, что утечка информации произошла из генпрокуратуры (тогда ею руководил Янис Скрастиньш - К.М.), потому что все остальные лица никоим образом не были заинтересованы в разглашении данной информации.
- А в чем мог быть интерес генпрокуратуры, чтобы сорвать операцию?
- В то время шел уголовный процесс против бывшего первого секретаря Компартии Латвии Альфреда Рубикса, которого обвиняли в том числе в том, что он давал незаконные приказы о применении оружия бойцам Рижского ОМОНа и т.д. Для того, чтобы установить историческую правду по событиям 1990-1991 годов, и было принято решение организовать задержание омоновцев.
Очевидно, кто-то не был заинтересован в установлении правды. Необходимо было, чтобы Рубикс сел, чтобы не вспыли реальные факты о том, кто действительно применял оружие и кто расстрелял журналистов.
Ходила мулька, что это - бойцы спецотряда «Альфа», которые тогда находились в Латвии. Да, по моим сведениям, они здесь действительно находились, но не принимали участия в каких-то действиях, которые могли привести к смертям гражданских лиц.
Параллель можно провести и по событиям в Вильнюсе в январе 1991-го, ситуация очень похожая. Если посмотрим, что происходило в Киеве на Майдане в 2014-м, то ситуация тоже один к одному. Был политический заказ.
В Латвии тоже надо было взбудоражить людей, чтобы показать, что клятые остатки империи подавляют народ...
Окончание моего интервью о том, как
сейчас могут разыграть прибалтийскую карту, читайте у меня на сайте по этой ссылке