Но начнем с ЧП в Индии, которое произошло в минувший понедельник. Четыре женщины, возвращаясь домой после религиозного омовения в одной из рек, погибли и еще пятеро получили серьезные травмы, попав под поезд в штате Бихар, как сообщает AFP.
По статистике, ежегодно на железнодорожных путях в Индии гибнут до тридцати тысяч человек. В основном трагедии происходят именно по причине попыток перейти рельсы в неположенных местах, чтобы срезать путь. А еще в этой стране нередки железнодорожные катастрофы, когда составы сходят с рельс или врезаются друг в друга…
Подобное было бы исключено, если бы в штате Бихар действовала транспортная система SKY WAY.
Представитель SKY WAY в Европе и Балтии Инета Анджане и один из лидеров продвижения технологии компании в Латвии Николай Кучер на международной выставке в Риге. Фото: Карен Маркарян
В SKY WAY нет ни встречных поездов (составы движутся параллельно или друг над другом), ни сбитых людей на рельсах - струнный рельс поднят на достаточную высоту над землей, ни сходов составов из-за высокой надежности и безопасности этого абсолютно нового вида транспорта.
Впрочем, в Индии с властями двух штатов уже есть официальные договоренности о строительстве «небесных дорог». Но об этом чуть ниже…
SKY WAY пришел в Ригу
SKY WAY («Небесная дорога») был представлен с 19 по 22 октября в Риге на Международной выставке на Кипсале по энергетике, энергоэффективности, инфраструктуре и технологиям среды. По свидетельству организаторов выставки, стенд SKY WAY пользовался повышенным вниманием посетителей.
Стенд SKY WAY на выставке осаждали не только посетители, но и журналисты с блогерами. Фото: Карен Маркарян
- На выставке в Риге SKY WAY участвовал впервые, - рассказывает Инета Анджане, представитель технологии SKY WAY в Европе и Балтии. - Для Латвии мы - абсолютная новость и сюрприз. Цель - показать существование подобной технологии, как мировой, к которой уже присматриваются на крупных рынках и готовят техническую документацию для внедрения реальных проектов.
Мы осознаем, что Рига не станет одним из первых городов, где осуществят этот проект, но в то же время хочется, чтобы латвийцы об этом слышали, знали и в будущем могли бы присоединиться к новейшим технологиям.
Мы начали демонстрировать SKY WAY сразу на очень серьезной выставке в 2016 году в Берлине InnoTrans-2016, посвященной новейшим транспортным технологиям. На нас моментально обратили внимание, мы попали в топ-60 самых посещаемых стендов.
Ведь наше предложение - это не модернизация уже существующего транспорта, а совершенно новый подход к нему.
Это не только оригинальный транспорт с такой же оригинальной технологией струнных дорог. Это - комплексное предложение со всей инфраструктурой.
Австралия, Индия, Индонезия. Кто следующий?
- Все действующие транспортные средства в натуральную величину можно, как говорится, потрогать, - продолжает Инета Анджане. - Они демонстрируются и проходят испытания в Беларуси под Минском на 36 гектарах в городе Марьина Горка в нашем ЭкоТехноПарке, который построен за два года. В сентябре 2015-го началось строительство, а первый запуск линии с моделью «юнибайк» состоялся в ноябре 2016 года.
Это - тестовый участок, в котором, как в магазине, можно сделать заказ на транспорт уже ближайшего будущего.
Так, Австралия с ее огромными территориями, стала страной, которая внедрит рельсо-струнные эстакады SKY WAY. А вначале, пока там не вникли в эффективность предлагаемых решений, собирались построить лишь опытный демонстрационный километровый отрезок пути, ведущий к университету в Аделаиде.
Сейчас Австралию интересуют два вида транспорта: для перевозки людей и грузов. Подчеркну, что одна трасса может служить и для пассажирских, и для грузовых перевозок.
…Струнный рельс - это неразрезная (по длине) стальная, железобетонная или сталежелезобетонная балка или ферма, оснащенная головкой рельса и дополнительно усиленно армированная предварительно напряженными (растянутыми) струнами.
Струнный рельс сочетает в себе свойства гибкой нити (на большом пролете между опорами) и жесткой балки (на малом пролете - под колесом рельсового автомобиля и над опорой).
Плоская головка рельса и цилиндрическое стальное колесо обеспечивают минимальные затраты энергии на движение.
Струнный рельс в разрезе. Фото: hsto.org
- Я бы сделала акцент еще и на сохранность окружающей среды при возведении опор SKY WAY, - говорит Инета Анджане. - Нам нужен практически всего 1 кв м, чтобы установить промежуточную опору. А железные дороги время от времени размываются дождями и требуют больших земляных работ повсюду, где возводятся. Эти насыпи становятся буквально искусственными плотинами, которые меняют среду не в лучшую сторону.
А мы можем свою опору воткнуть, как спицу, хоть в пустыне, хоть в районах вечной мерзлоты. Наверное, понятно, какие преимущества это несет. Ведь зачастую в труднодоступных регионах есть большие запасы полезных ископаемых, а вывозить их практически не на чем. Или - объезд пустынь, чтобы попасть из одной точки в другую: это - далеко не самый дешевый способ передвижения.
Для SKY WAY нипочем не только пески, но и водные преграды. Выдерживает он и штормы, и землетрясения до 10 баллов. 30-процентный уклон - тоже не проблема: наши опоры могут буквально «шагать» по горам. Представьте, сколько труда и средств для этого необходимо было бы потратить железнодорожникам. Пробивать туннели в горной породе чаще вообще нецелесообразно из-за огромных затрат.
…После Австралии SKY WAY заинтересовались в Индии - в стране, которая испытывает большие проблемы с транспортом.
- Мы выступили уже на двух выставках в Индии, - рассказывает Инета Анджане. - В двух штатах Индии будут строиться наши дороги. Как и в Австралии, они будут выполнять пассажирские и грузовые перевозки. Есть господдержка и конкретные договора. Например, в одном штате мы проложим магистраль от карьера с рудой до порта, который вынесем в море (есть и такие проекты у SKY WAY).
Беларусь также не осталась безучастна к нашей работе. В Могилеве запустим свою городскую ветку.
Нашими технологиями очень серьезно интересуется и Индонезия. В этой стране открыто уже представительство SKY WAY, как и в Австралии с Индией. В Австралии чуть более двух недель назад мы получили пять сертификатов на промышленные образцы, выданные IP Australia для дальнейшей деятельности.
Важным результатом, достигнутым в ходе визита генерального конструктора и создателя SKY WAY Анатолия Юницкого и его заместителя Виктора Бабурина в Австралию стало участие «SKY WAY Australia» в государственной программе по разработке решения в рамках Smart Cities Plan («План умных городов»). Smart Cities - это инициатива федерального правительства Австралии, направленная на стимулирование инвестиций.
Сейчас начался процесс сертификации, так как мы всем уже доказали функциональность технологии SKY WAY и ее преимущества в сравнении с имеющимися видами транспорта. Проведя сертификацию в разных странах, мы получим право реализовывать наши проекты и продавать технологии.
При сертификации транспортный проект должен обладать такими качествами, как комфортность, безопасность человека, соблюдение специальных норм для людей с особыми требованиями... Знакомые уже нормы по перевозкам на железнодорожном транспорте или самолетами. Основа - та же, лишь вид транспорта совершенно иной, как и возможности соблюдения вышеперечисленных условий.
Этот сегмент транспортных перевозок, которые предлагает наша компания, никем не занят, поэтому конкурентов у нас нет.
Модели «юнибус» и высокоскоростной «юнилёт» на выставке в Риге. Фото: Карен Маркарян
Илон Маск, как и другие, не конкурент
- А как же поезда, движущиеся по монорельсу - над ним и под ним. Или составы на воздушной подушке? Чем отличается от них SKY WAY?
- SKY WAY не в пример безопаснее и экологичнее, - отвечает Инета Анджане. - Наши конструкции на порядок легче, более емкие, себестоимость их в разы ниже, обслуживание - дешевле и скорость значительно выше.
Монорельс очень «капризен», если так можно выразиться. На перебои в движении может повлиять любой даже небольшой предмет, который окажется на рельсе. Если бы он был настолько перспективен, как ожидалось вначале, то его распространение по миру не остановилось бы.
…Примерно так же обстоит дело и с поездами на магнитной подушке. На начало этого года лишь 30-километровая трасса, построенная в 2002 году немецкой компанией «Сименс» и соединившая шанхайский аэропорт и ближайшую станцию метро, является единственной в мире трассой на магнитной подушке, которая находится в коммерческой эксплуатации.
Максимальная скорость поезда - 430 км/час, время в пути - 10 мин., цена билета - 40 юаней (примерно 6 долларов США). Но затраты огромны.
Стоимость постройки одного километра магнитной колеи сопоставима с проходкой километра тоннеля метро закрытым способом. Обслуживание также дорого. И этот путь ни для чего другого не пригоден.
Тогда как под эстакадой SKY WAY и над ней могут одновременно следовать пассажирские или грузовые составы. КПД использования стального колеса вдвое превышает использование линейного электродвигателя поезда на магнитной подушке.
Коэффициент сопротивления качения колеса для сравнения у автомобиля BUGATTI - 0,3, у SKY WAY - 0,0003: т.е. автомобиль BUGATTI с мотором в 1700 лошадиных сил и скоростью до 430км/ч затрачивает на сопротивление качения 700 лошадиных сил, а SKY WAY с этой же скоростью на сопротивление качения колеса затрачивает всего 7 лошадиных сил - в 100 раз меньше.
Обслуживание путевой структуры SKY WAY также не требует дополнительной техники, так как она самоочищается (к примеру, от снега, наледи) и не имеет сложных технических элементов (например, электрокатушек).
- Построить километр пути поезда на магнитной подушке составляет примерно 80 млн долларов, - присоединяется к разговору один из лидеров продвижения технологии SKY WAY в Латвии Николай Кучер. - И содержание таких путей в десятки раз превышает стоимость обслуживания нашего струнного транспорта. Потому что прежде, чем поезд отправится в путь, перед ним должен пройти состав-чистильщик, так как любой камушек на скорости в 300 км в час, до которой снизили сейчас движение, может вызвать катастрофу.
- Нашим скоростным составам, которые могут развивать скорость до 500 км в час и выше (все зависит от потребностей заказчиков), камушки не грозят, - добавляет Инета Анджане. - Наши поезда оснащены всеми видами слежения за путевой структурой: лазерами, дальномерами, радарами. Перед выездом они сканируют трассу - это еще и умная беспилотная машина. Так что любой камушек будет своевременно убран или поезд автоматически остановится сам, как и все последующие. Встречного движения у SKY WAY нет, как на железной дороге, что вызывало и продолжает вызывать многие катастрофы.
Кроме того, у каждого состава есть также возможность толкать или тянуть шедший впереди или следом вышедший из строя поезд до ближайшей станции.
А на расстоянии, например, в 3 тысячи километров, если запустить наш высокоскоростной транспорт, самолеты в будущем не понадобятся. Это - огромнейшая экономия топлива и польза окружающей среде.
Но на сегодня актуальная тема все-таки городской транспорт, который может достигать скорости до 150 км в час при наших технологиях. Тогда как скорость городского транспорта сейчас составляет в среднем 30 км в час.
Из спального района до центра пассажиров с помощью SKY WAY можно доставить и на большой скорости, а по центру города передвигаться в среднем - 80-90 км/час. Напомню, это будет происходить над транспортными потоками, без светофоров, перекрестков, железнодорожных переездов и пробок. Прибавьте к этому и комфортность. Каждый отдельный вагон рассчитан на небольшое количество пассажиров. Сейчас мы предлагаем две существующие модели - 14-местный «юнибус» (для переездов на короткие расстояния) и 24-местный.
- А как дорого это будет стоить для пассажиров, у вас же есть, кроме «юнибусов», и «юнибайки» на двух человек?
- Проезд в этом транспорте будет самым дешевым из всех существующих. А в некоторых местах и бесплатным, где грузовые перевозки будут дотировать пассажирские,- отмечает Николай Кучер.
- Подобная низкая стоимость берется не из воздуха, - добавляет Инета Анджане. - Во-первых, сама трасса SKY WAY при строительстве обойдется в 10-20 раз и более дешевле иных путепроводов и железнодорожных путей.
Во-вторых, на всех существующих магистралях много средств тратится на то, чтобы по маршрутам ходил общественный транспорт, как, например, электрички из Риги в Юрмалу и обратно, которые нередко катаются полупустыми. А наш транспорт может подаваться в различных сцепках - те же «юникары» рассчитаны на 6 пассажиров. Во время часов пик могут быть задействованы «юнибусы», интервал подхода которых будут составлять буквально секунды. Так что это избавит людей от толкучек и нервотрепок.
В мегаполисах предусмотрены поезда с вместимостью и до 250 человек, всё зависит от комплектации.
- За счет чего будет работать транспорт SKY WAY?
- За счет солнечных батарей и ветровых генераторов. Трасса сама производит электричество, и для своих нужд ей понадобится лишь 20% электроэнергии, остальное можно отдавать на инфраструктуру.
- Двигателей на SKY WAY нет, у нас работает система «мотор-колесо», - добавляет Николай Кучер. - Если пересчитывать в понятных значениях, то на 100 км пути при скорости 150 км/час наш транспорт затратил бы от 300 до 700 граммов топлива. Самые энергоемкие автомобили на преодоление этого расстояния сожгли бы не менее 4 литров бензина.
- А как же электромобили?
- Во-первых, на выработку электричества для них все равно потребуется в том числе и мазут, и другие затраты, которые влияют на экологию, - говорит Инета Анджане. - Да и электромобили все равно будут ездить по нашим перегруженным дорогам. Так что вряд ли можно назвать их настоящей альтернативой существующему транспорту. Проблемы скорости, надежности, комфортности, себестоимости электромобили не решают.
Экономия энергии (топлива) лишь одним высокоскоростным «юнибусом» за 25 лет эксплуатации составит около 22 тысяч тонн стоимостью 20 млн долларов.
- Так что на земле людям передвигаться уже стало тесно, по воздуху - довольно-таки дорого и не безвредно для природы и человеческого организма, - продолжает наша собеседница. - Вот тут-то и приходит на выручку надземный SKY WAY, который убирает массу проблем, включая эффект экрана, который создается сейчас любым наземным транспортом или на поднятой над землей эстакаде.
Генеральный конструктор SKY WAY Анатолий Юницкий - ученый и изобретатель с мировым именем. Он шел к своей цели 38 лет.
Жить, как прежде, загрязняя природу, человечество не должно - это путь к самоубийству. Поэтому необходим переход на новые технологии.
- Тот же небезызвестный Илон Маск работает над созданием поезда в вакуумной трубе. И он вам не конкурент?
- Начну с того, что задам самой себе вопрос: хочу ли я передвигаться в некой трубе? Нет, - отвечает Инета Анджане. - Кроме неприятных ощущений, мы лишаем себя возможности наслаждаться окружающим пейзажем. А большая часть пассажирского транспорта SKY WAY изготовлена из высокопрочного стекла вкупе со специальным пластиком. Это - тоже изобретение Юницкого.
«Труба» же Маска в десятки раз дороже, не говоря уже об опасности технических неполадок, той же разгерметизации состава. В вакууме человеческий организм уничтожается в 3 секунды. Да и будущий поезд Маска ни в коей мере не может быть городским, судя по заявленной скорости в 1200 километров в час. Тут пока разгонишься - пол-Америки проскочишь. Так что Маск и в этой части нам не конкурент.
Мы можем предложить свой транспорт не только в качестве городского, междугородного скоростного, грузового, но и туристического, прогулочного. Даже в Рижском зоопарке наши вагончики бы не помешали, не говоря уже о заповедниках, чьи территории составляют десятки гектаров…
В наших «юнибайках», рассчитанных на 2 пассажира, можно заняться и спортом, крутя, по желанию, педали и вырабатывая энергию, которой достаточно для движения на скорости в 60 км/час самой кабины. В перспективе «юнибайки» могут стать и частным видом транспорта.
Опытные образцы «юнибайка» и юнибуса» проходят тестирование в ЭкоТехноПарке под Минском. Фото: Yuriy Shavkunenko
Замечу, что весь пассажирский транспорт SKY WAY будет оснащен телевизорами и высокоскоростным интернетом. В перспективе предполагается предлагать и гостиничные услуги передвижных отелей SKY WAY, путешествуя из одной страны в другую.
Кто-то может принять это за фантастику. Но Юницкий напоминает, что, когда великий Форд говорил, что создаст автомобиль, который будет необходим каждой семье, над ним насмехались и крутили пальцев у виска.
На сегодня компания SKY WAY, куда входят 15 конструкторских бюро и сборочные заводы вместе с испытательным парком, о котором говорилось вначале, разработала несколько видов транспорта: пассажирские-городские-прогулочные - «юнибайк», «юникар», «юнибус» и высокоскоростной междугородный «юнилёт», а также грузовой - «юнитрак».
Но, запуская свои виды транспорта, мы не говорим, что нам теперь не нужен трамвай, поезд или самолет. Это - как с мобильными телефонами: настольные они пока полностью не заменили.