В ночь на 25 декабря западный христианский мир отмечает праздник Рождества Христова. Однако до сих пор эта дата является весьма условной. Так, например, древнейшая на Земле Армянская Апостольская Церковь отмечает Рождество Христово 6 января одновременно с Крещением, под общим названием Богоявления.
Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира. 25 декабря Рождество Христово празднуют не только католики, но и православные ряда стран мира, лютеране и другие протестантские конфессии.
Но вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и так до сих пор однозначно нерешенным.
Картина Рембрандта (1632) "Поклонение волхвов"
Согласно Ветхому Завету, никто не имел права проповедовать, не достигнув 30-летнего возраста. Церковь отмечала Рождество и Крещение в один день, так как Христос начал проповедовать в 30 лет и после крещения.
Все христиане до IV века праздновали Рождество 6 января.
Однако даже после принятия христианства язычество у римлян не теряло своих позиций. С большой пышностью 25 декабря отмечался праздник поклонения солнцу - "Dies Natalis Solis Invicti" (День рождения Непобедимого Солнца), установленный в 274 году императором Аврелианом.
Чтобы устранить языческие традиции, в 336 году Римская церковь официально постановила считать 25 декабря днем Рождества Иисуса Христа.
Согласно другой точке зрения, донатисты (сторонники епископа Нумидийского Доната, когда в первом десятилетии IV века начался раскол Карфагенской церкви) праздновали Рождество еще до IV века (возможно, уже в 243 году), и дата его уже была вычислена. Датой Благовещения (евангельское событие и посвященный ему христианский праздник - возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от нее Иисуса Христа) было установлено 25 марта. Прибавление к этим датам 9 месяцев дает 25 декабря и 6 января, соответственно.
Впрочем, дата празднования Благовещения жестко привязана к Рождеству далеко не всегда: в амвросианском обряде воспоминанию Благовещения посвящено последнее (шестое) воскресение Адвента, в мосарабском - 18 декабря.
В IV веке Восток (кроме Армянской Церкви) и Запад заимствовали даты друг у друга, установив отдельные праздники для Рождества и Крещения Господня.
Армянская церковь сохранила древний обычай празднования Рождества Христова и Крещения в один день. Рождественские обряды продолжаются до 13 января, вплоть до праздника наречения имени Господня.
Как известно, Армения являеется первым христианским государством в мире. Царь Трдат III провозгласил христианство государственной религией в 301 году.
Из всех имеющихся свидетельств наиболее древним документом, который носит не только символический или исторический, но и конкретный богослужебный уставной характер, является "Армянский лекционарий" (Cod. Arm. Jer. 121, нач. V в.), повествующий о начинавшемся 6 января праздновании рождественских дней в Иерусалиме в конце IV в.
Этой же даты придерживался один из известных богословов св. Епифаний Кипрский (умер в мая 403 г.).
Другие церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря или 7 января, а Крещение - 6 или 19 января, соответственно, по новому или старому стилю, что объясняется разницей в юлианском и григорианском календарях.
Иисусу исполнилось 30 лет (по другим данным - 33 года) в тот день, когда он крестился, т.е. рождение и крещение произошли в один день!
Так почему же эти великие праздники развели друг с другом? Существует вполне себе прозаическая версия: чтобы паломники в древности успевали добраться из Вифлеема до реки Иордан…
Разночтения существуют и в том, где родился Иисус: в пещере или в хлеву? Скорее всего, это было одно место - пещера с хлевом.
Вероятно, над пещерой с хлевом, как часто тогда практиковалось, находился дом, чьи хозяева приютили беременную Деву Марию с ее нареченным мужем Иосифом, которые пришли в Вифлеем для участия в переписи населения, но, не найдя мест для постоя в городе, остановились в его окрестностях.
Протоевангелие Иакова говорит о яслях уже в момент начала избиения младенцев Иродом: "Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребенка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли" (кормушку для скота).
Согласно Евангелию от Матфея, царь Иудеи Ирод, узнав от волхвов, что те идут в Вифлеем поклониться новорожденному "Царю Иудейскому", испугался заговора против себя и приказал уничтожить младенца.
Однако волхвы, по сверхъестественному наущению, не открыли ему местонахождения новорожденного, после чего Ирод приказал убить всех детей в Вифлееме и окрестностях в возрасте до двух лет, надеясь, что в их числе окажется и "будущий царь".
Евангелие не сообщает числа убитых младенцев. В церковных преданиях цифры разнятся, доходя до 14 000 (в византийской традиции) и 64 000 (в сирийской).