Со 2 июля открывает двери для посетителей знаменитый Рижский мотор-музей, в реконструкцию которого вложено 8,1 млн евро. Здесь в экспонатах предстает история мирового и латвийского автомобилестроения.
Здание музея построено заново, на что потрачено 5,6 млн евро, обновлена экспозиция на сумму в 2,5 млн евро.
Пожарная машина Russo-Balt "D"24/40, выпущенная в Риге в 1912 году. Фото: wikipedia.org
Более сотни старинных автомобилей и мотоциклов, которыми владели в том числе исторические персонажи, а также велосипеды можно увидеть на трех этажах - площадь выставки составляет более 4000 кв.м.
По представленным экспонатам можно проследить, как развивалось автомобилестроение в разных странах, какая "мода" превалировала среди правительственных авто, в частности, в череде так называемых членовозах, как назывались лимузины для руководителей коммунистической партии СССР. Например, можно увидеть восковую фигуру Леонида Ильича Брежнева в одном из личных авто Генерального секретаря КПСС.
Rolls-Royce "Silver Shadow" ("Серебряная тень") 1966 года выпуска, разбитый водителем ГОН (Гаража особого назначения) в 1980 году. За рулем - восковая фигура Брежнева. Фото: wikipedia.org
А вдобавок - одну из первых машин "Руссо-Балт", которые производились в Риге еще в царское время на Русско-Балтийском вагонном заводе, где, как следует из названия, выпускались преимущественно вагоны, но и автомобили различного назначения (вплоть до пожарных), а еще корабли, самолеты, сельскохозяйственная техника и керосиновые двигатели.
В современной Латвии, к сожалению, почти ничего из вышеперечисленного, кроме небольших судов (да и то изредка), больше не производят. Хотя в Елгаве еще четверть века назад на заводе РАФ выпускались собственные микроавтобусы. В этом же городе под Ригой производили сельскохозяйственную технику.
А на вагоностроительном заводе в Риге выпускались не только отдельные вагоны, но и целые электро- и дизельпоезда.
На производственном объединении ВЭФ - радиоприемники, телефонные коммутаторы, телефоны. На радиозаводе им. Попова - магнитолы и звуковые колонки. На фабрике "Саркана звайгзне" ("Красная звезда") - велосипеды, мопеды и мокики.
На РЭЗе (Рижском электромеханическом заводе) - стиральные машины "Рига" и другая продукция. Дизели - на дизелестроительном заводе в Риге. На фабрике "Страуме" - детские игрушки и кофемолки. На фабрике "Пирмайс майс" ("Первое мая") - обувь.
На Даугавпилсском заводе "Химволокно" - химическое волокно для многих стран мира. Вентиляторы - на заводе в Вентспилсе. Светотехнические и ламповые заводы, фабрики стеклянных изделий, завод елочных игрушек, производство удобрений, оптико-механический завод. Многочисленные заводы железобетонных конструкций, гипсовые и цементно-шиферные комбинаты...
А какие кофейные, чайные, суповые сервизы выпускали на фарфоровом заводе в Риге: Кузнецовке - фабрике промышленника Кузнецова, которая работала здесь с 19 века, но в конце 20-го - с бездумным или надуманным повышением тарифов на энергоносители - закрылась. Заводские здания разнесли по кочкам и сравняли с землей...
От латвийских сахарных заводов также остались пустыри. Это уже в недавние времена с помощью Евросоюза и местных умников.
И не торговый центр "Альфа" в Риге, в который на пиццу или за рыбками, хомячками в зоомагазин так любят ездить дети, а производственное объединение "Альфа", где выпускались микро-ЭВМ, микросхемы для ракетостроения...
Это - то немногое, что мне вспомнилось навскидку. А ведь сколько было отличных трикотажных и текстильных фабрик, за продукцией которых приезжали специально в Латвию. А конструкторские бюро, научные лаборатории, в которых, как писали раньше, била научная мысль. Тот же мельдоний и ремантадин ведь изобрели не сейчас, а тогда, в то время, которое ныне поносят на все лады.
Телецентр и телевышку, как и вантовый мост, большинство больниц и школ тоже построили тогда. Но это так, к слову.
Вот бы организовать такой музей в Риге - промышленности, которую в независимой Латвии не сберегли: умышленно и не от большого ума... Чтобы молодежь хотя бы знала, какое страшное время она не застала.