Е.Сафонова. Кадр из культовой "Зимней вишни"
В журналистской работе случаются разные казусы. Один из них помнится до сих пор. Так, на юбилей "Комсольской правды" (еще в концертном зале "Россия", 75 лет, конец мая 2000 года) пожаловали многие именитые гости, в их числе и несколько знаменитых артистов.
Пока шла торжественная часть, народ понемногу ходил-выходил - в буфет и обратно. И вот смотрю, в фойе - "Зимняя вишня" передо мной! А так как у меня был диктофон с собой, я к Елене Сафоновой и подошел. Представился, попросил разрешения задать несколько вопросов...
Интервью получалось (на следующее утро я его предложил на планерке, и оно пошло в номер), я это понимал. В конце попросил "дряную девчонку" Дашу Асламову, оказавшуюся поблизости, сфоткать меня с Леной на мою пленочную еще мыльницу, и потом, разволновавшись, поблагодарил Сафонову: "Спасибо, Лариса!" На это она мне кротко и без запинки ответила: "Можете звать меня Васей!". Через несколько лет, после антрепризного спектакля в Риге, в котором играла Сафонова, оказавшись в большой компании актеров в ресторане за одним столом, я напомнил про этот случай (все смеялись, и Лена - тоже)))
А интервью называлось "Елена Сафонова: "Настоящих мужчин я узнаю по запаху". Мы говорили и о новых работах, даже о Путине, о мужчинах, о съемках в стиле "ню", о жлобстве - российском и зарубежном, нищете и богатстве страны...
В нете его нет, в моем электронном архиве - тоже. Пришлось набирать вручную с вырезки из газеты...
Переснял этот давний снимок, сделанный еще на пленку...
***
кадр из "Зимней вишни"
Елена САФОНОВА:
«НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН Я УЗНАЮ ПО ЗАПАХУ!»
Героиня киноромана «Зимняя вишня» - актриса Елена САФОНОВА не только поддерживает отношения с актерами, игравшими в этой известной ленте, - Иваром КАЛНЫНЬШЕМ, Виталием СОЛОМИНЫМ и Ларисой УДОВИЧЕНКО. Сейчас она снимается с ними в новом телесериале, который собирается показывать ОРТ. В интервью вашему корреспонденту актриса раскрыла, в частности, как ей удается распознавать настоящих мужчин. (Со всеми актерами я не единожды встречался, брал интервью. У Виталия Мефодьевича последнее - в марте 2002 года, после рижской премьеры «Мышеловки». А 24 апреля он впал в кому после инсульта, случившегося прямо на сцене во время спектакля «Свадьба Кречинского» в Москве, через месяц скончался в больнице… - Авт., 2011 год)
- Елена, мы с вами встретились на юбилее «Комсомолки». Не боитесь дружить с журналистами?
- Нет, хотя сейчас, после некоторых публикаций, на личные темы говорить особо не хочется. Понимаю, что у журналистов такая работа. Ведь у нас в кино тоже не все удается. Бывает почти по Черномырдину - хотели снять как лучше, а получилось как всегда.
РОССИЯ - ЭТО АДРЕНАЛИН
- Французский период вашей жизни закончился?
- Нет, время от времени я живу и во Франции. Но комфортнее мне в России, как русскому человеку, который привык к потрясениям и жизни на вулкане. А во Франции мне скучно. Молотком по голове - это нормальное состояние жизни, хотя ничего хорошего, конечно, в этом нет. Не приносит хорошего настроения, но прибавляет адреналина в крови. По большому счету, может быть, поэтому мы и развиваемся быстрее духовно. Но изумляет мысль: если мы такие развитые, то почему такая нищета кругом? Вот это действительно странно.
- В каком фильме сейчас снимаетесь?
- Есть достаточно много предложений, просто ни у кого не хватает денег их реализовать. А сейчас я играю спектакль по пьесе Птушкиной «Плачу вперед». Со мною вместе - Альберт Филозов, Таня Кравченко и молодая актриса Ольга Мугрычева. Пьес про актеров - очень смешная, дурацкая и трогательная одновременно. Она из разряда пьес, как в свое время у Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева»: некая гипертрофированная реальность. Но если всмотреться в эту историю, то понимаешь, что мы так и живем - совершенно сумасшедшим образом.
С Виталиком Соломиным и Ларисой Удовиченко у нас остался недоснятый сериал «Все красное» по Хмелевской. Очень хорошая история, но, к сожалению, пока все встало.
В СТИЛЕ «НЮ»
- Сейчас в моде у спортивных и эстрадных звезд сниматься в эротических изданиях. К вам никогда не обращались, скажем, из «Плейбоя» с «недостойными» предложениями?
- Много лет назад у меня был такой эксперимент. Ведь когда мы смотримся в зеркало - это одно, а фотография, экран - совершенно иное дело. Я попробовала, сама себе понравилась и на этом угомонилась. Это был французский журнал «Эль». Снимки разошлись затем по всему миру, и потом пришлось выслушивать множество претензий от соотечественников.
На самом деле, я не считаю, что позировать в обнаженном виде необходимо. Наверное, если бы я не была артисткой, а была бы учительницей в школе или вообще занималась бы какой-то нормальной человеческой деятельностью, то вряд ли бы мне это пришло в голову. Но когда твоя профессия заключается в том, что на тебя все время смотрят, то у тебя невольно возникает желание и даже необходимость увидеть: а какая я со стороны?
Я долго не решалась это сделать, пока не увидела документальный фильм об актрисе Роми Шнайдер, которую просто обожаю. Выяснилось, что она в свое время сделала огромно количество фотографий в стиле «ню», которые долго прятала. У нее было точно такое же желание, как и у меня. Шнайдер было немногим за тридцать, когда она снималась обнаженной. Видимо, это нормальное желание для актрисы. Но только, когда это сделано, ты понимаешь, что все было совершенно излишне.
ВЕТО НА РЕКЛАМУ
- Возможно ли актрисе в наше время прожить на гонорары?
- Если ты затребован, прожить можно. Подчеркиваю: прожить. Но, если спрос на актера падает, это означает, что ты - за чертой нищеты. Это абсолютное безобразие!
Я не снимаюсь в рекламе, но не потому, что мне не нужны деньги. Я нормальный человек, иногда даже транжира. В моей жизни тоже бывают моменты, когда, скажем, яблок купить не на что. Но это обыденная ситуация, и не только у нас. Такое случается и с очень известными зарубежными артистами. И от рекламных съемок отказываюсь не потому, что презрительно к этому отношусь. Просто понимаю, что в нашей стране мы пока не дошли до того момента, когда реклама воспринимается нормально. Я лично знакома с очень многими режиссерами, для которых твое появление в рекламе зачеркивает тебя как кандидатуру на какую-либо роль в их картинах. С этим надо считаться.
В МУЖЧИНЕ ГЛАВНОЕ - ЗАПАХ
- Вам нравится Путин?
- Да, я голосовала за него. И он мне очень симпатичен. На самом деле. И со многим, что он говорит, я согласна. Я буду рада и счастлива, если ему, как одному из очень немногих, удастся превратить нашу страну в относительно цивилизованное государство.
- А какого типа мужчины или черты характера вам нравятся вообще? На что вы, во-первых, обращаете внимание?
- Во-первых, на мужчину! Это настолько все индивидуально - кто на что обращает внимание. Я вообще думаю, что это чисто химический, генетический процесс. Я реагирую на запахи. Это не зависит ни от возраста, ни от внешности мужчины. Мне все равно, какого он роста, брюнет или блондин, род его занятий.
- А какие черты характера вам претят?
- Хамства и жлобства не переношу...
- Но тем не менее вы говорите, что вам интереснее жить в России, а не во Франции?
- А вы думаете, что там нет хамов и жлобов? Они есть и еще какие. Дело в том, что там уже веками сложился определенный уровень общества. И люди очень прилично раскланиваются. Но за всем этим часто стоит такое же глубинное жлобство из каменного века. И это страшнее, потому что его не сразу можешь распознать. Потому что оно очень хорошо одето, от него вкусно пахнет, и оно так кланяется…
К сожалению, уехать от этого некуда - не на другую же планету! И, когда в России тоска доходит, что называется, до ушей и думаешь, куда бы эмигрировать, понимаешь, что за границей будет все то же самое, только на иностранном языке. Это еще хуже.
Карен МАРКАРЯН.
P.S. Когда я рассказал московским коллегам о тоне высказываний Елены Сафоновой о французах, мне объяснили, что актриса переживает трудный период. Бывший муж-француз отобрал у нее ребенка, и она теперь через суд добивается его возвращения…
ЗЫ. А это послесловие нынешнее, по материалам Википедии: первая главная роль Елены в кино - роль Саломеи Крушельницкой в биографической картине «Возвращение Баттерфляй» (1983). Широкую известность Сафоновой принесла роль Ольги в фильме «Зимняя вишня» (1985), за которую она получила свою первую награду. В 1992 году вышла замуж за французского актера Самюэля Лабарта (фр. Samuel Labarthe), с которым познакомилась на съемках фильма «Аккомпаниаторша» (1992), и переехала во Францию. Во время проживания во Франции снялась в пяти французских фильмах, однако не получила такой известности, как в России. В 1997 году рассталась с мужем и вернулась в Россию, где вновь вернулась в театр и в 1999 году получила главную российскую театральную премию «Чайка».
Сыновья - Александр и Иван. Младший сын Александр живет с отцом во Франции…