"Если русским твердить, что они оккупанты и мигранты, они реально начнут чувствовать себя ими"

Apr 29, 2016 09:01

В заголовок вынесены слова Рижского католического архиепископа Збигнева Станкевича о латвийских русскоязычных.

Когда я прочитал комментарии к интервью двух уважаемых архиепископов в латышской «Латвияс авизе» («Газета Латвии»), то словно окунулся в 90-е - с теми же призывами к «колонистам» отправляться на свою родину.

Тревогу за будущее Латвии, которой все больше угрожает национальная рознь, о чем говорили Рижский архиепископ-митрополит Римско-католической церкви Збигнев Станкевич и архиепископ Латвийской евангелическо-лютеранской церкви Янис Ванагс, читатели-комментаторы «Латвияс авизе», похоже, проигнорировали.



Рижский архиепископ-митрополит Римско-католической церкви Збигнев Станкевич. Фото: Edijs Pālens/LETA/infotop.lv

Зато начали разбираться с национальностью Станкевича, что он, мол, и не латыш вовсе, а поляк. Что же такого сказал католический священник?

А он говорил о «стене, которая выросла за годы независимости между русскоязычными и латышскоязычными Латвии» и о том, что «если все время говорить, что мы вас не хотим, вы - чужаки, убирайтесь прочь, вы - оккупанты, мигранты, то они реально начнут чувствовать себя такими».

Разве Станкевич не прав? А если бы это сказал папа Римский Франциск? Не латыш, к слову. И даже не итальянец, хотя и Римский. Папа - аргентинец, да и вообще - иезуит! Хорхе Марио Бергольо…

Копание в национальности человека - последнее дело. Одни уже копались, черепа мерили… Чем все закончилось, известно.

Что же тревожит архиепископа Станкевича?

Католический священник видит опасность и в другом стереотипе, что «русские не учат латышский язык».

«Покажите мне такого русского из молодежи (по крайней мере в Риге), который не говорил бы по-латышски. Они хорошо говорят по-латышски. Те, кто не говорит по-латышски, относится к старшему поколению, выросшему в советское время», - отмечает архиепископ Станкевич.

А еще он призывает не бередить старую рану («это - путь в никуда»), а начать наконец ее лечить, поскольку нарыв заражает весь организм: «Не надо вот так просто наших русских отдавать и причислять к какой-то пятой колонне, врагам, которые хотят продать Латвию или отделить ее какую-то часть. Давайте не будем их отдавать, поборемся за них!»

Станкевич призывает поддерживать любые инициативы, которые направлены на то, чтобы объединять русских и латышей, будь то Большой субботник, когда все работают вместе и пытаются сделать Латвию чище и краше, или - массовые соревнования, в которых участвуют и латыши, и русские, и представители других национальностей.

Более пессимистично настроен глава лютеранской церкви Латвии Янис Ванагс. Он, например, считает, что «латыши, скорее всего, уже не смогут переубедить русских». Если кто-то это и сможет сделать, то это будет человек из русскоязычной среды.

По словам Ванагса, определенная часть русскоязычных, как и определенная часть латышей, не хотят никакого сближения и достижения соглашений. Однако видеть в русскоговорящих только угрозу и не видеть их потенциала - не умно и не осторожно, считает архиепископ.

«Я не могу себя причислить к оптимистам в розовых очках и не уверен, что что-то еще можно сохранить, но мы не можем себе позволить не попробовать», - замечает Ванагс.

У меня вопрос к архиепископам в рамках усилий президента Латвии сплотить латвийское общество, для чего собрана даже группа экспертов, а в Латвийской Академии наук 27 апреля состоялась конференция по интеграции.

Святые отцы, как вы собираетесь объединять Латвию, разделенную на две общины - латышскую и русскоязычную?

Почему НИКТО из вас не говорит о первых кирпичиках, с которых началось строительство этой стены между латышами и русскоязычными? И о том, КТО эти кирпичики укладывал?

Не с того ли началось возведение стены, что одних объявили гражданами, а других - негражданами (преимущественно русскоязычных) в октябре 1991 года?

Не оттого ли не возникает даже проблеска сближения между общинами, что призывы Европарламента и даже главы Госдепа США Джона Керри дать возможность негражданам участвовать в выборах муниципалитетов, остаются неуслышанными?

Такое отношение к негражданам (сиречь - русскоязычным Латвии), у большинства из которых дети и внуки - граждане, не добавляют доверия к латышскоязычной части общества и не прибавляют ни малейшего желания натурализоваться.

О том, с какой неохотой и как долго да под каким нажимом всевозможных еврокомиссаров решался вопрос о самой возможности натурализации для неграждан - отдельный разговор.

Так кто же должен тогда сделать первый шаг, чтобы сломать недоверие? Кто все эти четверть века находится у власти в Латвии?

Можно задать вопрос и по-другому: а хотят ли те, кто у власти, чего-то менять, допускать к избирательным урнам (хотя бы и на низовом уровне) неграждан?

Вопрос глубоко риторический. Легче ведь неграждан, да и всех русскоязычных называть мигрантами (это еще очень мягко), несмотря на то, что многие из них родились именно в Латвии и считают ее своей родиной?

В комментариях к интервью с архиепископами приводится цитата из другой латышской газеты - «Sestdiena» («Суббота») от 21 августа 2015 года. Цитата весьма характерна не только тем, что в ней говорится, но, в первую очередь, - кем.

Марину Костенецкую, писателя и публициста, почти 20 лет проработавшую на Латвийском радио, вряд ли стоит представлять латышскому читателю. Она была активным борцом за независимую Латвию в 80-е, состояла в руководстве Народного фронта республики, при поддержке НФЛ в 1989 году была избрана народным депутатом СССР, а на 1-м съезде народных депутатов СССР была избрана членом Верховного Совета СССР.

Итак, что пытается сейчас донести до латышей Марина Костенецкая?

«… Я всегда говорила, что изучение языка (латышского - ред.) с ненавистью очень опасно, это дает эффект бомбы замедленного действия. Это опаснее, чем вообще незнание языка. В чем-то я эту молодежь понимаю - если им все время напоминать, что они мигранты и потомки гражданских оккупантов, какую лояльность можно ждать? Если Латвия не считает их своими детьми, они тоже не могут считать Латвию своим Отечеством.

В соцсетях вижу, как русские радуются: латыши не хотят нас, пусть получают негров. За эти годы можно было сделать несколько простых шагов по отношению к русским Латвии, как, например, жест уважения - сделать Православное Рождество выходным днем. Полностью нелояльных Латвии русских нет. Если они и уезжают из страны, то на Запад, а не в Россию, хотя та граница для них и открыта».

Вот так Марина Костенецкая по-своему пытается убедить латышское общество в том, в чем можно было бы и не убеждать.

Сложно объяснять людям то, что и так понятно, особенно, когда они делают вид, что не понимают. Или реально не понимают? Создают комиссии, проводят конференции, пишут отчеты, научные работы и прочее и прочее…

А всего-то надобно сделать лишь один шажочек навстречу.

Латвия, церковь, русский вопрос, неграждане, интервью-статьи

Previous post Next post
Up