Побывали вчера вечером в латышском Академическом Художественном театре (ДАйлес) имени Яниса Райниса на премьере спектакля по мотивам романа Франца Кафки "Америка" ("Пропавший без вести" - как было у автора). Роман был не окончен и опубликован уже после смерти (от туберкулеза, в 1924 году) 40-летнего писателя.
Однако популярный латышский режиссер Дж.Дж.Джилинджер (Раймонд Рупейкс), художественный руководитель "Дайлес", весьма своеобразно подвел черту под историей об эмиграции неопытного 16-летнего юноши в Новый Свет, придав главному герою романа биографические черты самого Кафки, который так же рано (правда, без забрюхатившей от него служанки) порвал с родителями, и был родом из Праги.
На главного героя Карла Россмана "девушка мечты" Клара высыпает прах своей мамочки из усыпальной урны... Фото: Gunārs Janaitis
1.
В театре "Дайлес", которому 19 ноября исполнилось 95 лет, я впервые побывал в середине 80-х, когда первый раз в жизни брал интервью у кинозвезды, да еще такой, как Вия Артмане...
2. Удачное новогоднее украшение перед театром в виде платьица на вешалке и цилиндра отсутствующего или незримо присутствующего джентльмена...
3. поближе...
Как выглядит большой зал Дайлес:
Click to view
В спектакле главный герой Карл Россман - немец, а Франц Кафка был евреем, что не помешало ему стать одним из выдающихся немецкоязычных писателей прошлого века. Латышский режиссер вообще весьма оригинально прочёл авторский текст, включив в канву действа и элементы садо-мазо - поэтому и по мотивам романа, а не по роману, как значится в титрах.
4. Джилинджер собственной персоной. Как-то более десяти лет назад с ним меня познакомил мой однокурсник, поэт и драматург Коля Якимчук, когда Дж-Дж ставил его уже второй по счету спектакль. К слову, отлично получилось, я тогда писал об этом. Фото: Ieva_Čīka/LETA
Нынешнюю постановку Джилинджера рецензировать не берусь - всегда могут сказать, что не до конца понял замысел режиссера, ибо на латышском языке и еще - в 20-м ряду. Да и первый раз "Америку" зрителям показали только 29 ноября, так что спектакль пока сыроват и необкатан, как это бывает с премьерами. Кто не знаком с этим произведением Кафки, может почитать роман в сети.
5. Эмигрант Карл с радостью устраивается на работу лифтером, в смысле - швейцаром в лифте. Но за отлучку с поста на несколько минут его тут же вышвыривают вон. Оскал капитализьма, а як же... Главная по кухне пыталась защитить мальчика, которого намедни прикладывала к груди, но безуспешно. Вот и закурила на нервной почве... Фото: Gunārs Janaitis
Джилинджер ввел в действо не только жестокость и насилие, но и гротеск, элементы кича и даже хоровое исполнение (а в Латвии с этим полный порядок) известной патриотичной американской песни America The Beautiful с рефреном "Америка, Америка...".
В конце песни у ожившей "статуи свободы" даже загорается и фонтанирует настоящим фейерверком игрушечный факел - представляю, чего стоило уломать пожарных. Или когда корыто-"ванна", наполненная "водой", вдруг вспыхивает высоким пламенем от кинутой зажженной спички. Эффектно, конечно. Особенно, когда потом туда залезает одна из симпатичных героинь (на снимке ниже) в блестящем (и в буквальном смысле) вечернем платье.
6. Главный злодей - Деламарш оприходует богатую певицу Брунельду, которая потом вдруг влюбляется в юного Карла... Фото: Gunārs Janaitis
А в конце спектакля на заднем плане появляющаяся процессия с огромным барабаном, в который, естественно, бьют, с качками в кожаных масках и шортах, да еще с леди-"ангелочками" уж очень напомнила т.н. европрайды. На такую прямую ассоциация, по-видимому, и рассчитывал режиссер - мол, вот он ваш загнивающий запад, куда вы все так претесь из Латвии Европы.
7. Но слишком много по ходу спектакля, как показалось, его герои курят. Как-то даже не по Станиславскому.)) Фото: Гунар Янайтис
Зато с музыкой, светоэффектами, песнями у Джилинджера и его команды, как всегда, полный порядок. И особняком стоит танец с саблями хореографическая постановка то ли ночного кошмара, то ли эротических мечт главного героя, в ходе которого на сцене топлесс, прикрываясь лишь зеркалами, появляются четыре одинаковые блондинки. И все гадают (ну, мужская половина зала точно), в какой момент своих верчений, "ночные феи" не успеют "зазеркалиться". Увы, этого так и не происходит. Печалька. Впрочем, сам танцевальный фрагмент можно показывать даже отдельно, как законченное произведение, где удачно сочетаются музыка, свет и пластика артистов.
8. "Бландынки, спинным мозгом чую..." Фото: Гунар Янайтис
А вот ужасами эмиграции пугать латвийцев надо было лет эдак 15 назад, ведь с той поры из крохотной Латвии выехали, по меньшей мере, 250 тысяч работоспособных и активных граждан. Но Джилинджер, наверное, считает, что лучше поздно, чем никогда...
Хотя "почти половина латвийских мигрантов покидают страну повторно, поскольку, вернувшись, не видят в Латвии возможностей для развития", как отметил вчера на одном из латвийских телеканалов профессор Михаил Хазан.
Так что Америкой 100-летней давности уже вряд ли кого испугаешь, как и работой в британских пабах высокообразованных латышей, что вызывает досаду за Латвию у посла Великобритании Сары Коули, чем она недавно делилась в интервью агентству ЛЕТА.