ГЕНОЦИД: без срока давности...

Apr 25, 2011 19:42




Памяти 2 миллионов армян

В этом году Пасха совпала с трагической датой в истории не только армян, но и человечества, допустившего преступление. Вчера армяне во всем мире помянули более 2 миллионов жертв геноцида, организованного Османской империей против своих армянских сограждан 96 лет назад...

День памяти жертв геноцида отметили и армяне Латвии. У хачкара (крест-камня) - цветами и свечами в центре Риги и поминальной молитвой в армянской церкви. Но признавать геноцид армян, во время которого, по разным данным, погибли от 1,5 до 2,5 миллионов армян, латвийский Сейм не спешит. В отличие от парламентов и правительств многих стран, в их числе России. Не потому ли, что в этом списке отсутствует сюзерен - США? Ведь и американский президент, несмотря на его предвыборное обещание, и его аппарат поспешили дезавуировать принятую еще в прошлом году 4 марта комитетом по международным делам конгресса США резолюцию о признании геноцида армян. Как же, Турция, с которой у США так много связано, обиделась… Хотя в тех же США подавляющее большинство штатов официально осудили геноцид 1915 года. Так какой же отмашки ожидают правители Латвии, которые столь слезно говорят о боли своего народа, не принимая во внимание чужую? Или боль боли - рознь? Так это - прямой путь к повторению зверств геноцида, Холокоста, всевозможным депортациям и преступлениям на расовой и национальной основе…


***
Большинство армян из 10 миллионов представителей этой древней нации оказались в течение последних ста лет беженцами. Оторванными от своей родины и рассеянными по миру. И если в Латвии армяне представляют одну из немногочисленных групп нацменьшинств (порядка 3-5 тысяч жителей), то в той же России сейчас проживают 4 миллиона потомков государства Урарту. От которого в ХХ веке осталась крохотная и в основном каменистая часть суши - республика Армения, блокированная со всех сторон и лишенная выхода к морю. Тем не менее, на исторической родине живут 3,5 миллиона армян, которые, несмотря на столь тяжелые условия, строят и развивают свое государство, поддерживают армян соседнего Нагорного Карабаха, отстоявшего свою независимость с оружием в руках. А еще 3 миллиона разъехались по всему миру: это и потомки спасшихся от турецкого геноцида беженцев, которых гостеприимно принимали США, Ливан, Сирия, Франция, и представители новой волны эмиграции - после погромов-геноцидов в Сумгаите (1988) и Баку (1990)…

Армянский вопрос

Однако армянская диаспора не растеряла ни своих корней, ни связей с родиной. Не рассеялась, как пыль на ветру, как того желал еще в конце ХIХ века правитель Османской империи (турецкого рода, захватившего в Средние века земли Византии и Западной Армении) Абдул ГАМИД II. Именно он заявлял, что "когда не будет армян, не будет и армянского вопроса". Поэтому еще при его правлении, в 1890-е годы, была учинена кровавая попытка решения армянского вопроса. Потому что христианское население всегда отождествлялось у турок с гяурами (неверными), которых необходимо или уничтожить, или обратить в свою - "истинную" - веру.

Отсюда и массовые уничтожения в 1813 году сербов, в 1826 году - греков, в 1876 году - болгар, организованные и осуществленные султанской Турцией. А к решению армянского вопроса еще подталкивал и страх перед возможным отторжением исторических армянских территорий из состава Османской империи (по примеру Балкан). Что вполне было возможным, учитывая русско-турецкие войны, во время которых мирное армянское население и симпатизировало братскому православному народу, и всячески помогало его войскам.

Поэтому когда в 1878 году, после окончания очередной русско-турецкой войны, Россия включила в Сан-Стефанский договор статью, обязывающую султанат осуществить "без замедления улучшения и реформы" в Западной Армении, в Турции стали натравливать племена курдов на безоружных армян (немусульманское население в Османской империи не имело право владеть оружием).

С одной стороны - набеги курдов, с другой - наезды жандармов и сборщиков налогов. В некоторых местностях обнищавшее население стало протестовать. Это был отличный повод для султаната устроить резню. Немногочисленные повстанцы не могли противостоять госмашине.

Беззащитных и безоружных мирных жителей вытаскивали из домов и убежищ, рубили им головы, вешали, избивали до смерти дубинками и железными кольями. Людей сжигали живыми, выкалывали им глаза, резали им носы и уши (так будут спустя неполных 100 лет поступать и родственные туркам жители Сумгаита и Баку в качестве мести за стремление Нагорного Карабаха к выходу из состава Азербайджана). Еще не родившихся детей извлекали из утроб матерей, разрубали на части и бросали в колодцы или же рассекали крестообразно и снова вкладывали в изрезанные животы женщин…

За один только 1895 год, по далеко не полным данным, погибло 85 тысяч армян, было разрушено 2 500 городов и селений, 568 монастырей и церквей. Все оставшееся в живых население в 559 деревнях и сотни семейств в городах насильственно были обращены в ислам, 282 церкви превращены в мечети. Свыше полумиллиона армян остались без крова и средств к существованию. Общее же число армян, убитых в 1890-х годах, доходило до 300 тысяч, а по некоторым источникам равнялось полумиллиону. После этой бойни осталось 400 тысяч вдов и детей-сирот…

Абдул Гамида остановили тогда не столько увещевания "просвещенной Европы", сколько реальная угроза новой войны с Россией. А вот Первая мировая война и явное поощрение союзника - Германии - привело сменившее султана правительство младотурков к идее решить армянский вопрос окончательно. Под предлогом исполнения воинской повинности все армянское мужское население от 16 до 70 лет было в феврале 1915 года мобилизовано. Их использовали на принудительных работах и потом умерщвляли или избавлялись от гяуров сразу.

А оставшихся беззащитными старцев, детей и женщин ожидала страшная участь. Их под предлогом переселения в другие районы страны гнали в пустыни Месопотамии, убивая, грабя и насилуя по дорогам. А еще загоняли в пещеры, разжигая перед ними костры - этакие предвестники фашистских душегубок…

Но сначала надо было обезглавить западных армян, не дать просочиться нежелательной информации в Европу. Поэтому в ночь на 24 апреля (этот день и считается началом геноцида) в Константинополе были уничтожены 400 представителей армянской интеллигенции - поэты, музыканты, врачи, архитекторы. Но страшная правда все равно просачивалась по дипломатическим каналам, через организации Красного Креста, военных, журналистов и других свидетелей злодеяний.

Чего боится ТУРЦИЯ?

Только благодаря вступлению русских войск в Западную Армению удалось спасти 250 тысяч армян, нашедших приют в разных районах Кавказа. Во главе добровольческих армянских отрядов воевал и народный герой - генерал Андраник ОЗАНЯН, возглавлявший прежде отряды фидаинов, которые вели партизанскую войну с турецкими частями. К слову, руководители геноцида и несколько десятков палачей рангом ниже спустя несколько лет были уничтожены армянскими мстителями в самых разных странах мира, где бы ни находились убийцы…

Отчего же Турция так болезненно воспринимает сейчас все попытки осуждения геноцида, отрицает сам этот факт? Потому что понимает: тогда рано или поздно встанет вопрос о возвращении армянских земель или компенсаций за них и за разграбленное имущество. Отсюда и неудачные попытки привязать армяно-турецкие отношения к карабахской проблеме, спекуляции на якобы убийстве мирных жителей у села Ходжалы в феврале 1992 года во время войны между Нагорным Карабахом и Азербайджаном. Неуклюжая попытка уравнять жертв и палачей…

Карен МАРКАРЯН

история, память, журналистика, Геноцид армян, интервью-статьи

Previous post Next post
Up