Сегодня в интервью с актером я расскажу вам, что значит уметь подняться, когда большинство поставило на тебе крест, добиться успеха и схватить удачу за хвост, когда тебя все записали в неудачники…
Слава к Виктору Сухорукову пришла поздно, когда ему было уже за 50, после роли в картине «Брат». Прошлой осенью, 10 ноября, заслуженному и народному артисту России, кавалеру ордена Дружбы исполнился 61 год. Поэтому он спешит жить и творить, снимаясь в кино и одновременно играя в театре. То он играл в «Маленьком принце» Экзюпери (театральное агентство «Богис») несколько ролей, то сразу две роли в «Игроках» по Гоголю у Меньшикова, то Шута в шекспировском короле «Лире» в театре Вахтангова, то главу семейства Сарафанова в вампиловском «Старшем сыне» театрального сообщества «Свободная сцена». Два года назад принял приглашение войти в труппу театра имени Моссовета, где играет, в частности, в спектаклях по А.Толстому «Царство отца и сына» (царевича и царя) и в «Р.Р.Р.» (по «Преступлению и наказанию» Достоевского) - Порфирия Петровича...
А в кино в это время такие разные роли - Амбала в «Антикиллере» (имея, конечно, за плечами культовые «Брат-1» и «Брат-2»), графа Палена - в «Золотом веке» Хотиненко, императора Павла I («Ника» - за роль!) - в «Бедном, бедном Павле» Мельникова, Степана - в «Жмурках» Балабанова, настоятеля монастыря Отца Филарета в «Острове» Лунгина…
в роли Павла I (baltinfo.ru)
«Я не Татарин!»
- Думаю, что справлюсь, собью этот имидж с себя, собью с толку людей, Думающих, что я играю только бритоголовых, отморозков, подонков, подлецов и садомазохистов. Я способен и на иное, - говорил мне в интервью, которое вы не найдете в Интернете, Виктор Сухоруков. И он доказал эти слова своими ролями. - Людей, которые принимают только мой образ киллера Татарина из «Брата», я отсылаю к тому же Балабанову и его первому фильму «Счастливые дни». Конечно, это кино эстетское, что называется, не для всех, в черно-белом формате. Там я снялся в главной роли. Это было в 1990 году.
кадр из картины «Счастливые дни» (seance.ru)
- С прокатом тогда творились аховые дела…
- Да-да, фильм-то и по телевизору крутили всего два раза. Помню хвалебную рецензию на него кинокритика Дарьи Смирновой. Встретившись с ней в 1992 году после кинофильма «Колония строгого режима», когда она меня хвалила за роль Зуева-Ленина, я спросил: «А вы помните фильм «Счастливые дни»? Да, говорит, там очень хорошо актер в главной роли. Я ей: «Так это был я!» Она мне не поверила! Так что с устоявшимися стереотипами мне бороться уже легче, ведь у меня и в кино, а не только в театре появляются роли, которые с криминальными персонажами ничего общего не имеют.
- Но волей-неволей многие при упоминании фамилии Сухоруков вспоминают фильмы «Брат» и «Брат-2». Они-то стали поистине народными, выдержали проверку временем!
- Это уже в прошлом. Я так говорю: все проходит, завтра будут новые герои, новые фильмы.
с Сергеем Бодровым в культовом "Брате" (tele.ru)
«Боюсь Ленина!»
- В Эстонии в 1998 году тебя наградили титулом лучшего актера за фильм «Все мои Ленины». Хотя я и не видел ленты, но продемонстрированная только что блестящая пародия впечатляет…
- Да, я там играл сразу две роли - Ленина и его двойника. А нынешний экспромт - просто глупость. Меня врасплох застали! Я давно крест поставил на этом. Ленина больше не играю нигде и ни под каким соусом. Ты знаешь, что Ленин, что хоть тот же Гитлер или другие яркие фигуры из истории - они мстят! Въедаются и в кожу, и в суть твою. А тем более, если у тебя это еще и получается. Если ты еще и работал над этим персонажем серьезно, то он настолько к тебе прилипает, что уже трудно от него отделаться. И наступает момент, когда, репетируя совершенно другую роль, чувствуешь, как вылезает, Ленин.
Представляешь, репетирую Гольдони, а у меня - ленинские жесты, репетирую Салтыкова-Щедрина - у меня вылезает картавость Владимира Ильича, и уже режиссер кричит: «Опять Ленин полез!»
Это - трагедия для каждого актера. Помню, как-то увидел Кирилла Лаврова в «Дяде Ване» и обалдел: Ильич залез в дебри Антона Павловича Чехова! И, понимая это, сам себе сказал: хватит, я его сыграл предостаточно, я этим владею, этот персонаж мне уже как родня, могу (хоть ночью разбуди), как молитву, сыграть Ленина. Но мне этого уже не надо!
- Прямо мистика какая-то. Боишься, что ли?
- Да, боюсь, конечно!
- Странно, Ленин вылезает, а «брат» - нет?
- А чего ему вылезать? А вот с Лениным, повторяю, - просто беда. Когда было снято уже больше половины фильма «Все мои Ленины», помню, проснулся однажды в гостинице от того, что мне показалось, будто я снял бороду с усами. Встал с постели, пошел в ванную, посмотрелся в зеркало - усов и бороды нет - успокоился, лег спать, и все равно мне казалось, что у меня приклеены борода и усы. Вот насколько это уже в нервах было…
кадр из фильма "Комедия строгого режима", в котором Виктор тоже глубоко вошел в образ вождя пролетариата (woman.ru)
Бермудский треугольник Виктора
- Питер, Москва, Орехово-Зуево… Почти четверть века в Питере, возвращение в Москву, где закончил ГИТИС, Орехово-Зуево, где родился и живет родная сестра. С нею - ее сын и твой любимый племянник Ваня (у него подрастает уже свой сын - Кирилл)… Что означает для тебя этот треугольник городов?
- Это и есть моя жизнь, мой Бермудский треугольник, в котором, наверное, и сгину. Почему я, живя в Питере, говорил, что хочу в Москву. А переехал в Москву - заскучал по Питеру. А глаза глядят и думы мои - в Орехово-Зуево. Это - моя родина. Там, где ты появился на свет, там ты и должен сгинуть. Меня туда всегда тянет, на денек-два всегда туда возвращаюсь. Я Ореховым живу, хотя больше люблю Москву и чту Петербург. Но все равно - «распределяюсь». Как в анекдоте, когда лев объявляет: умные - направо, красивые - налево. Обезьянка то направо повернется, то налево, то туда, то сюда: «Что же мне, красивой и умной, разорваться, что ли?»
Витя в детстве (peoples.ru)
- А как местная братва, на руках не носит?
- Носит. Но я сам этого избегаю, потому что им трудно понять, что я не пью, не курю. До 1992 года дымил, как паровоз, предпочитая «Беломор», и пил одно время страшнейшими запоями… Считаю, что все болезни от курева. Если бы продолжал курить, то давно бы сдох и не стоял бы здесь, перед тобой. Да и водка тоже здоровья не прибавляет… А благодаря тому, что бросил, у меня и энергии много, и желания жить и трудиться.
в фильме "Антикиллер" (nashekino.ru)
Я придумал себе красивый мир и замечательное настроение. И даже когда мне плохо - я буду говорить, что все у меня хорошо. А может, другим еще хуже моего, что же я им про болячки свои буду рассказывать?
Мало того, еще лежа в постели, я пытаюсь спросонья улыбнуться. Попробуй, это так трудно! Но я знаю, что все равно нужен обществу здоровый, талантливый, интересный, странный…
Это - любовь!..
- Разве не счастье, разве не праздник души, разве это не награда Бога (какой там титул, звезды, погоны и звания - гори они огнем!), когда тебя на улице парень с девушкой просят дать автограф и признаются в любви? Или - стою я на светофоре (это еще в Питере было) на Загородном проспекте, и вдруг останавливается «Мерседес», распахивается дверь, выходит мужик, пихает мне какие-то три коробки, садится и вместе с друзьями уезжает. А я стою и думаю: бомба, что ли? Глянул - пиццы там! А я их не ем (для меня это - тяжелая пища), но все равно в театре за милую душу уплели.
Или еду в поезде Москва-Питер. В СВ со мной оказывается какой-то Гарик. Он бизнесмен, ехал с напарником, и потому хотел вначале поменяться местами, чтобы быть с ним вдвоем. Но увидел меня и передумал. Тут же откуда-то винцо появилось, коньячок. Я сказал, что не пью. Но это не помешало нам от души общаться до 2 часов ночи! Утром Гарик куда-то позвонил по мобильнику, потом оставил мне свой номер телефона, попросил звонить в случае чего в любое время дня и ночи. А на перроне нас уже встречала армянская диаспора с объемным пакетом, в котором было… Что? Правильно! Груда настоящего армянского коньяка.
Но запоминаются, конечно, не только пиццы с коньяками. Как-то выхожу я из троллейбуса, а мужик какой-то взял меня за руку и говорит: «Спасибо, что вы живете!» Сказал - и бегом! Видно, самому неловко стало от этих слов, а сказать хотелось.
в роли тишайшего царя Федора в спектакле Юрия Еремина «Царство отца и сына» с женой Ириной (Екатерина Гусева) - спектакль театра имени Моссовета (ekaterinaguseva.ru)
- А почему на троллейбусе? Машины своей нет?
- И машины нету, и водить не буду, даже если разбогатею. Лучше тогда шофера найму. Я автомобиля боюсь, потому что твердо знаю: буду вести машину, а мысли мои в это время будут улетать хер знает куда. Меня пять раз задавят, пока я один квартал проеду. Надо ведь глядеть на дорогу, ругаться: ты, козел, куда ты, лох, лезешь! Видеть светофоры, изучить любимые места гаишников - но нет, у меня в голове лютики-цветочки…
Как птица Феникс…
- А не тянет обзавестись семьей?
- Не тянет. Сейчас тем более. Раньше этот вопрос меня очень угнетал, я боялся, что обо мне плохо подумают. А сегодня - нет. Меня все устраивает в том укладе, в котором я существую. Содомского греха не приемлю, жены ближнего своего не желал и не желаю. А женщины любимые, конечно же, есть…
Виктор на "Кинотавре" (pravda.ru)
- Ты словно живешь на взрыве эмоций и чувств, вот даже усидеть на одном месте спокойно не можешь…
- Потому что все не вовремя. Как говорится: эх, нам бы по чуть-чуть, да каждый день! А не получилось так в жизни. В детстве недоставало то одного, то другого, чтобы спокойно идти к своей мечте (мать - ткачиха на фабрике, отец - чистильщик ткацких машин - К.М.). Вся жизнь в каком-то дефиците. И все время приходится что-то изобретать, штопать, чтобы идти наперекор крикам: куда ты лезешь, кому ты нужен, да кто ты такой! Был же момент, когда в запойные времена наступал упадок душевных и физических сил, когда казалось, что все - добили тебя, добили, не протянув руки!
- А тебе не хочется снять кино самому?
- Нет, потому что я не обожрался еще своей профессией. Мне не скучно. Я чувствую себя молодым. Да, был надлом. С 1983-го по 1986 год я страшно пил, прошел все, даже работал грузчиком. А началось все после того, когда из Ленинградского театра комедии ушел Петр Фоменко, чьим любимым актером я был. Из театра меня уволили по статье. На мне поставили крест. Многие бывшие мои собутыльники по театру от меня отвернулись. Но в конце концов, я решил всем доказать: хер вам, Сухоруков не кончился! И, как птица Феникс, возродился: взял себя за волосы и вытащил, - потому и лысый теперь. Но это мои победы, мои Эвересты, которыми я могу гордиться. Так что правда в силе духа, брат!
в картине "Остров" (rustur.ru)
P.S.В одном буклете мне запали еще такие слова Виктора:
«Я тут услышал, что год космический равен 72 годам земным. Осознаешь это и думаешь: почему же я, кому отпущено прожить всего год, грущу, ругаюсь, блюю и ненавижу? Наступает желание заполнить жизнь не благостью, но благом. Не придурковатым хихиканьем, но восторгом. Чтобы я, уходя, сползая в морщины, в седую рощу лысой своей головы, сказал: прожил я жизнь тяжелую, но легко».
(newsru.com)
"Посол США стал прообразом Воланда" - о шифрах романа Булгакова в
интервью с Романом Виктюком