Как найти куклу Суок…

Apr 06, 2013 22:43



Расскажу сегодня о самом большом, пожалуй, своем проколе в журналистской работе. И приколе одновременно. Помните детский фильм «Три толстяка», снятый на "Ленфильме" в 1966 году? Этакая эпическая сказка Юрия Олеши про алчных правителей и восставших против них людей. Режиссером и исполнителем главной роли гимнаста Тибула был уже знаменитый к тому времени Алексей Баталов. И вообще в фильме собрался цвет советского кино той поры - Валентин Никулин, Рина Зеленая, Роман Филиппов, Евгений Моргунов (один из трех толстяков), Павел Луспекаев (генерал-диктатор), Алексей Смирнов (придворный шеф-повар), Георгий Штиль, Виктор Сергачев…

И вот летом 1998 года один из самых интеллигентных людей в «Комсомолке», завотделом культуры той поры Игорь Вирабов, попросил меня найти девочку из того фильма, которая играла куклу Суок. Куклу, которую в фильме для наследника Тутти подменили живой девочкой. А нашли эту девочку для съемок в свое время Литве, она потом играла и в других детских фильмах и даже во взрослых, была этаким символом балтийской красоты, а потом куда-то пропала. Мне предстояло выяснить, что с ней да как? Чем она занимается? Словом, чтобы читатель повспоминал и поностальгировал.
афиша-(proc.com.ua)



Я этот фильм к тому времени помнил слабо. Но девочку найти, конечно же, взялся. Замечу, что тырнет в России тогда только-только начал развиваться. Википедий не было, российские поисковые системы были в зачаточном состоянии. Но не беда - в местной русскоязычной латвийской газете работал в то время весьма бойкий паренек из Литвы. Он уверенно сказал, что у него в Литве все схвачено и что он на следующий же день выдаст домашний телефон этой актрисы. Так оно и оказалось. Телефон, имя-фамилия, пароли-псевдонимы-явки мне были сообщены…



Суок. Вспомнили? (kinoshljapa.net)

Звоню в Вильнюс. Представляюсь. На том конце провода удивлены просьбой об интервью. Приятный женский голос (а как иначе?)) с сильным литовским акцентом сожалеет, что вряд ли сможет быть полезным российскому изданию, потому что практически не снимается в кино. Я убеждаю визави, что это и не важно, что все мы помним фильмы, в которых она снималась, что народ мечтает узнать о судьбе такой замечательной актрисы, как она. Что вот о прекрасном фильме «Три толстяка» можно тоже повспоминать, ну, и в таком же духе. Конечно же, сговорились. Я должен был приехать в Вильнюс из Риги в определенный день и в примерное время в район, где она живет. А там позвонить и условиться уже конкретно о встрече. У актрисы узнал, какое кафе есть поблизости, где мы могли бы посидеть за чашкой кофе и переговорить.

В означенный день я приехал в Вильнюс. По карте довольно легко нашел требуемое кафе и позвонил своей кукле Суок. Она сказала, что будет минут через двадцать-тридцать (да хоть через час!). В этом же торговом центре, где находилось кафе, купил красную розу, и стал ждать актрису. И вот она появилась. Обмен любезностями, цветы-мороженое, цветок; кофе, шампанское - на стол. Несколько фраз о себе. Комплимент красивой женщине. Но как бы в подсознании отмечаю, что она была в детстве несколько иной. Но кто их женщин разберет? Да и столько лет прошло...



(ruskino.ru)

Включаю диктофон. Поехали. Первый вопрос. Что-то о литовском кино вообще. А потом о том, как мою визави Алексей Баталов в свое время выбрал на роль Суок, просмотрев прежде сотни претенденток. И как ей, девочке-подростку, игралось со знаменитостью?

Улыбка медленно сползает с лица актрисы, ее огромные светло-карие глаза делаются еще больше и она недоуменно смотрит на меня.

- Я не играла Суок…

- Как? В «Трех толстяках» вы же снимались?!

- Нет… Куклу Суок играла моя подруга Лина Бракните. А я снималась в «Женщине в белом», в «Миллионах Ферфакса»... Помните?



(filmmix.org)



кадр из картины "Миллионы Ферфакса"(1980), к/ст им.Довженко, режиссер Николай Ильинский (kinoshljapa.net)

- Как же, как же, помню, - отвечаю я и понимаю, что это - полный абзац! «Женщину в белом» я точно вспомнил. Вот откуда мне знакомо это красивое лицо! Ну, а дальше, а дальше что делать?

Долгая пауза по Станиславскому. Классик бы поверил в идиотизм ситуации, впрочем, и без паузы. Я по инерции отхлебываю шампанское и, улыбаясь (смущенно, конечно!), говорю, что-то типа, увы, глупейшее недоразумение, накладка. Что подготовил вопросы для актрисы, сыгравшей Суок, но не для Гражины Байкштите… А это была именно она! Во всем великолепии зрелой красивой женщины...

Шучу, что зато посчастливилось с ней выпить по чашечке кофе. И говорю, что в следующий свой приезд в Литву непременно подготовлюсь к интервью именно с ней. Хотя сам в это очень слабо верю, так как в «Комсомолке» в балтийских актрисах разбирались еще хуже меня…

Гражина, впрочем, делает мне королевский подарок (ей бы королев играть, а не только баронесс и волшебниц!). Она говорит, что может дать мне телефон Лины, но только он у нее дома. Мне как раз нужен пеньюар именно с перламутровыми пуговицами!

Провожаю Гражину до дома. Она по дороге, правда, замечает, что у нее - ремонт, и поэтому не может пригласить меня в квартиру (вежливость, достойная королев!). Через несколько минут Гражина выносит мне записку с телефоном Лины Бракните. И даже говорит, что позвонила подруге, но та сейчас не в Вильнюсе, а у себя на хуторе...



Гражина великолепна... (kino-teatr.ru)

Я, конечно, позже созвонился с Линой, и осенью приехал в Вильнюс вновь. Мы прекрасно побеседовали. Интервью с куклой Суок в моем журнале (без обычных редакционных сокращений, как это было в газете) вы сможете прочитать в самое ближайшее время. А пока я хочу исполнить своего рода некий долг перед Гражиной и немного рассказать о ее работах в кино.

В кино Гражина, можно сказать, попала с подиума. С 1970 по 1972 год она работал манекенщицей Вильнюсского Дома моделей. Тогда же училась в Каунасском политехническом институте, была солисткой ансамбля народного танца «Суктинис». И впервые снялась в 1972 году в фильме «Маленький реквием для губной гармошки» («Таллинфильм»), сыграв студентку Катрин. Роль эпизодическая, но зато на площадке она играла с Лембитом Ульфсаком (группа студентов попадает из нашего времени в 1944 год).

В том же году на Молдове-фильм она снялась уже вместе со своей подругой Линой Бракните (они, к слову, погодки) в военном фильме «Последний форт» (о послевоенной Германии, в котором служат четверо советских солдат разных национальностей).

Сразу следом Гражина играет стюардессу в картине, снятой на «Беларусьфильм», - «Хроника ночи» (боевик - самолет захватывают террористы). С Анатолием Ромашиным, Ефимом Копеляном, Александром Вокачем, Яном Аралазоровым, Арнисом Лицитисом.



Гражина на обложке советского журнала "Спутник киноартиста" (akter.kulichki.net)

Потом, в 1973-м, на Свердловской киностудии Гражина снимается в фильме «Открытие» (времена Гражданской войны, но молодой геолог Юрышев отправляется в Сибирь на поиски месторождений меди.) Актриса сыграла жену персонажа Виталия Соломина (интервью с ним здесь) - сына академика Юрышева, директора Института прикладной биохимии(по его истории и сделан фильм). Самого академика сыграл великий литовский актер Донатас Банионис (интервью с ним здесь). И вообще актерский состав был изумительный - Михаил Кононов (Юрышев в молодости), Жанна Прохоренко, Ирина Печерникова, Владимир Ивашов, Юрий Назаров…

В 1977 Гражина окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (мастерская С. Бондарчука и И. Скобцевой). В том же году снялась в мелодраме Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда». Напомню, что в фильме играли Олег Даль, Вера Глаголева (интервью с ней здесь), Иннокентий Смоктуновский…



кадр из фильма "В четверг и больше никогда" (1977)(kino-teatr.ru)

До 2006 года Гражина работала актрисой на Вильнюсской киностудии. Актриса Каунасского драмтеатра. В ее кинобиографии главные роли в детективах «Шествие золотых зверей» (Нина Юрьевна) и «Миллионы Ферфакса» (Миссис Ферфакс), фантастическом фильме «День гнева» (жена Бетли) и современной сказке «Рок-н-ролл для принцесс» (волшебница Измора), музыкальной комедии «Пока безумствует мечта» (баронесса Вера) и гангстерской саге «Братья Рико» (Элис), фантастической комедии «Звездная командировка» (Эйглория).

Но все же самой заметной и памятной ее работой стала роль Лоры Фэрли в двухсерийной детективно-романтической мелодраме «Женщина в белом» (1981), снятой на «Молдова-фильм» режиссером Вадимом Дербеневым по одноименному роману Уильяма Коллинза. Гражина сыграла возлюбленную персонажа Александра Абдулова. В картине снимались такие известные актеры, как Эдуард Марцевич, Виталий Шаповалов, Владимир Зельдин, Леонид Ярмольник, Владимир Басов… И даже главный наш любитель природы Николай Дроздов (в роли адвоката).



Катрин Денев (слева), а справа - Гражина в фильме "Женщина в белом"(img.likeness.ru)

Во время наступившей независимости Литвы Гражина снялась в паре-тройке фильмов. А на российские экраны попала вновь лишь в 2009 году, сыграв Христину в сериале «Ермоловы»...

ЗЫ. Нашел в тырнете: женское имя Гражина является творческим вымыслом известного польского поэта Адама Мицкевича, но происходит от литовского слова «grazus», означающего «прекрасный».

Еще байки из журналистской жизни вы можете почитать здесь:
В Кремль - по сберкнижке и графин Ленина...
Ирландский кофе…
Как я за Дементьева стихи писал...

рассказы, ситуация, интервью-статьи, Байкштите, история, ВЗРОСЛЕНЬКИМ, друзья, байки, шуточное, журналистика, ЗВЕЗДЫ

Previous post Next post
Up