"Купчиха и домовой", Борис Михайлович Кустодиев. 1922. Дерево, масло. 12,5х22,8. Частная коллекция
Новый разбор в стихах известных фразеологизмов и рассказ о некоторых "домашних" домовых:
«На кой чёрт?» и «какого чёрта?» -
«Зачем, ради чего, к чему?»,
«Чего ещё?» в значенье твёрдом
Мы слышим «что» и «почему».
С негодованием, досадой,
С пренебрежением порой:
Мол, с какой стати? Чего надо?
А чёрт ведь нужен не любой!
Буквально понимались прежде
Вопросы эти о чертях.
Чтоб нужного просить в надежде
Помочь во вверенных делах.
Чтоб домови́хи, домовые
Дом охраняли от воров.
Чтоб не чудили дворовые -
В хлеву был мир среди коров.
Сны дрёма добрые слагала
И полуно́чник не шумел,
Кикимора не доставала
И бука бы в шкафу сидел.
Не бил посуду чтоб запе́чник
И не разбрасывал дрова,
А ба́нник был бы посердечней,
Не обжигал из озорства.
Следил ови́нник за ови́ном*,
Снопы огонь чтоб не пожёг,
А клетник в кле́ти чин по чину
Запасы бы муки берёг...
Дружить старались с домовыми,
И угощали неспроста,
Считали их вполне своими,
Хотя и верили в Христа.
В лесах, болотах и озёрах,
В прудах и в речках, на холмах
Смиряли бесов в заговорах,
Крестились нечисти на страх.
Там всякой не́жити по паре,
Русалка с лешим заодно,
Но, к счастью, ныне эти твари
Живут лишь в мифах и в кино.
15 января 2025 (С) Карен Маркарян
*ови́н (устар.) - срубная постройка, в которой в единоличных крестьянских хозяйствах просушивали перед молотьбой снопы хлеба (ржи, пшеницы, овса, ячменя), а также льна и конопли. Сушка производилась тёплым воздухом от печи или костра, расположенных в углублённой в землю части овина («ямнике»). В верхней части («садило») устанавливали снопы на горизонтально уложенных жердях («колосниках»). В дореволюционной России в связи с примитивными способами молотьбы овины были широко распространены (в северной и средней полосе). В колхозах и совхозах в связи с уборкой хлебов зерноуборочными комбайнами необходимость в постройках для сушки скошенной массы отпадает. (Большая советская энцеклопедия)