Разбор в стихах очередной известной фразы с богатым историческим прошлым:
Бить в набат* - предупреждать людей,
Объявлять о бедствии тревогу
Или войско созывать в дорогу
На защиту Родины своей.
Так набатом медный барабан
Звали встарь в стрелецком* русском войске,
Чтобы по тревоге встать геройски
Супротив всё новых басурма́н*.
А потом и колокол большой
В звонницах*, на колокольнях, башнях*
Нарекли набатным - звоном важным
Нарушал он призрачный покой.
Фраза актуальна «бить в набат»
И сейчас, когда мы бьём тревогу
Даже в соцсетях, чтоб на подмогу
Встал бы твой товарищ и собрат.
10 июля 2024 (С) Карен Маркарян
*набат (от араб.) - барабанный бой, большой медный барабан. В русском войске также применялись огромные литавры (от греч. - «многочисленные барабаны») для устрашения врага. Литавра представляла из себя котлообразную металлическую чашу, открытая сторона которой затягивалась кожей, а нижняя часть могла иметь отверстие. Литавры - древнейшие музыкальные инструменты, используются ныне в симфонических оркестрах.
*стрелец - выборный служилый человек с конца XV до начала XVIII веков, служивший в государственном стрелецком войске и вооружённый мушкетами и аркебузами (старинными видами ружей)
*басурман, басурманин (от «мусульманин») - человек иной (нехристианской) веры; неправославный, иноверец, иноземец
*зво́нница - сооружение для подвешивания колоколов в стене храма или отдельно стоящая стенообразная постройка. Существуют малые, передвижные, концертные звонницы из деревянных или металлических рам. Звонницей называют порой и верхнюю площадку колокольни.
*в Московском Кремле глухая башня близ Спасских ворот и напротив храма Василия Блаженного так и зовется Набатной. Первый московский набат отлили из металла новгородского вечевого колокола, привезённого в Москву в 1478 году, после присоединения Новгорода Великого к Московскому княжеству. Всего в Кремле было три набатных колокола: Спасский на Набатной башне, Троицкий и Тайницкий.