Премьер-министры Латвии и Эстонии Эвика Силиня, Кая Каллас и президент Литвы Гитанас Науседа.
Необъявленный и ни с кем несогласованный визит премьер-министра Венгрии Виктора Орбана вызвал шквал критики даже не столько со стороны руководителей Евросоюза, сколько со стороны
лидеров республик Балтии. Поездку Орбана (а Венгрия с 1 июля председательствует в Евросовете) не только попытались дезавуировать, но и самого главу венгерского правительства раскритиковали самым недипломатическим образом. Отчего же такой накал эмоций?
И почему даже сменяющие друг друга руководители республик Балтии не перестают настаивать на том, что Украина должна победить? А ведь даже верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель (его, к слову, вскоре заменит та же Каллас), настроенный прежде весьма воинственно, уже про победу ВСУ и не заикается.
Однако эти "пораженческие настроения" никак не относятся к властям Балтии. В Литве, Латвии и Эстонии (и примыкающей к ним время от времени Польше) всячески помогают Киеву и деньгами, и вооружением.
По сравнению со своим ВВП и населением, Балтия с самых первых дней необъявленной войны в(на) Украине - в лидерах тех стран, которые поддерживают ВСУ. Более того, госаппарат республик Балтии изыскивает новые варианты помощи Киеву, в том числе и за счет того, что населению этих далеко небогатых республик предлагается всё туже и туже затягивать пояса. В той же Латвии, например, не будут платить пенсии по старости тем, кто не имеет официальный трудовой стаж в 20 лет.
Во всех балтийских республиках растут цены на продукты, тарифы на воду, газ, электричество, мобильную связь, коммуналку, как и на всё про всё практически при тех же доходах, что и 5-7 лет назад (в более богатой центральной и западной Европе это тоже ощутимо, но в меньшей степени). А правительство, депутаты занимаются придумыванием всё новых налогов и повышением прежних вместо того, чтобы не только заморозить свои огромные зарплаты в 5-8 тысяч евро (помимо премиальных, командировочных и всяких презентационных), как в Латвии, например, но и снизить их. Да и урезать количество министерств, скажем, вполовину, как и депутатский корпус в 100 человек при населении республики, сократившемся, по данным некоторых экономистов, до 1,5-1,6 миллионов с 2,6 млн в 1991 году.
А председатели и члены правлений госмонополистов, каких-то околоправительственных агентств так вообще купаются в роскоши, получая по 10-12 тысяч евро ежемесячно при обычной зарплате большинства работников в республике в 700-800 евро.
Зато на бумаге при этом зарплаты огромного бюрократического аппарата (Балтия в этом также в числе рекордсменов в ЕС) и приближённых к нему статистики выравнивают, как надо. "Средний градус" на бумаге выглядит отлично.
Огромные средства при этом вкладываются и в строительство оборонительных линий на границах с Россией и Белоруссией (противотанковые ежи, рвы, доты), в развитие военной промышленности, которой здесь не было с советских времён. Возвращена обязательная воинская служба, увеличиваются ряды вооруженных сил, национальной гвардии и иностранных воинских контингентов, расположенных в Балтии; строятся новые казармы, полигоны; военные учения с другими участниками стран НАТО практически не прекращаются...
Так что война на Украине власть предержащими и поддерживающим их в той или иной мере населением республик Балтии и частично Польши представляется войной экзистенциальной. Поэтому для республик Балтии особенно важно, чтобы ВСУ победили. Но, если и не победили, то измотали бы армию России, как можно сильнее и подольше. А также нанесли бы урон экономике потяжелее - лучше такой, чтобы Москва ещё долго не могла бы оправиться и скопить силы для осуществления требований к США и НАТО от 17 декабря 2021 года, когда они были опубликованы на сайте МИД РФ.
А тут тебе Орбан с его мирным планом - как говорится, ни к селу, ни к городу...
Чего хотела Россия от США и НАТО
Для тех, кто запамятовал или пропустил, прилагаю проект договора РФ с США, который, в частности, предусматривает (цитирую по вики) следующее:
отказ США от создания военных баз в государствах бывшего СССР и прекращение любого военного сотрудничества с ними;
обязательство США исключить дальнейшее расширение НАТО на восток и отказ от приема в Альянс государств бывшего СССР;
отказ России и США от развертывания ракет средней и меньшей дальности в местах, из которых они могут поражать цели на территории другой стороны;
обязательство сторон не развертывать ядерное оружие за пределами своих границ; вернуть оружие, развернутое ранее вне национальных территорий; ликвидировать зарубежную инфраструктуру для размещения ядерного оружия; не проводить учений с отработкой применения ядерного оружия; не обучать военных неядерных государств применять ядерное оружие;
обязательство сторон воздержаться от полетов тяжелых бомбардировщиков вне своего неба и от присутствия боевых кораблей в районах вне национальных вод, откуда могут быть поражены цели на территории другой стороны;
невмешательство во внутренние дела, включая отказ от поддержки организаций, групп и отдельных лиц, выступающих за "неконституционную смену власти", а также любых действий, имеющих целью изменение политического или социального строя одной из сторон.
Проект России договора с НАТО
От НАТО Москва добивалась следующего:
вывод с территории стран, ставших членами НАТО после 1997 года, всех вооружённых сил и военной инфраструктуры иностранных государств, появившихся там за последующие годы;
исключение дальнейшего расширения НАТО, в том числе присоединения Украины, а также других государств;
отказ НАТО от любой военной деятельности на Украине, в Восточной Европе, Закавказье и Центральной Азии;
подтверждение того, что стороны "не рассматривают друг друга в качестве противников" и готовы "мирно решать все международные споры, а также воздерживаться от любого применения силы";
в целях "исключения возникновения инцидентов" стороны обязываются отказаться проводить военные учения и другие действия "свыше бригадного уровня" в согласованной приграничной полосе;
создание горячих линий для экстренных контактов между Россией и НАТО.
...Замечу, из всего вышеперечисленного действует, пожалуй, лишь последний пункт. Недавний разговор Остина с Белоусовым это засвидетельствовал.
А вот что произойдёт в ноябре в США на выборах, неизвестно. Хотя от смены демократов на республиканцев или сохранение власти демпартии с другим президентом вряд ли что-то кардинально изменится. В США, в их, так сказать "глубинном чреве", похоже, решили, что, если с Украиной не получится, то на поле боя вполне можно выставить Европу, чтобы решить все свои проблемы в экономике. Как это уже бывало не раз в истории. Вашингтон как бы останется в стороне, открывая ленд-лизы, поставляя оружие, богатея и богатея... Ничего, мол, личного.
Вот только времена сейчас совсем другие. Ядерные. И между струйками просочиться уже вряд ли получится. Как и отсидеться за океанами. Естественно, это понимают и на берегах Потомака. Поэтому сейчас происходит первый раунд. Второй - будет за Европой (и Япония с Турцией рискнут, пылая историческими амбициями?). А в третьем, похоже, США полагают нанести неограниченный, глобальный, молниеносный и сокрушительный удар по измотанной и ослабшей России (а заодно, скорее всего, и по её союзникам), согласно военно-стратегической концепции, разработанной тем же Пентагоном. Недаром же сейчас в усиленном темпе куются орала на мечи...
Другой вопрос - станут ли Россия с её всё более многочисленными и также вооружающимися (в том числе ядерными боезарядами с новейшими средствами их доставки) союзниками спокойно наблюдать за происходящими процессами?