Во вторник, к вечеру, сотня латышских крестьян с помощью министерши земледелия разожгли костерок прямо на Домской площади в Риге. И знамена трех республик Балтии подержали, символизируя особый "Балтийский путь", - бывшее единство. И еще спели, конечно. Без этого в Латвии, пожалуй, не обходится ни одна акция. Тем более, что в союзе крестьян Латвии есть свой хор. К протестующим против маленьких субсидий, поступающих из ЕС (в три раза меньших, чем в других странах Евросоюза), никто особо не присоединился. К песням и кострам на Домской площади привыкли.
старинная латышская забава... Foto: LETA
В январе вместе с латвийским президентом здесь жгли костры в память баррикад 1991 года, и тоже пели песни. Поэтому крестьяне теперь решили поразить своим пением Брюссель 7 и 8 февраля, во время заседания Совета ЕС. Подпоют ли им европарламентарии? Вряд ли. Как вряд ли пожелают увеличить и размер суммы в 83 евро за гектар, которые получают сейчас землевладельцы в Латвии. И сахарную промышленность, рыбодобывающую отрасль, похеренные не без потворства ЕС, никто латышам не восстановит. Это начинают понимать уже даже бывшие русофобы и националисты. Как, например, известный латышский композитор Имант Калниньш, депутатствовавший до недавнего времени в Сейме почти все эти двадцать лет, и только теперь выступивший в одной из латышских газет с открытым письмом "Страна без будущего - это ли то, что мы завоевали?".
Но ни он, ни многие другие представители латышский интеллигенции, не говоря уже о властях Латвии, почему-то не вспоминают, как они в 1991 году обманули представителей национальных меньшинств страны - так называемых русскоязычных, призвав их защитить независимость республики в январе, а в октябре лишив их гражданства... А можно ли на обмане построить дом, компанию, страну? Под катом - тезисно - удивительные признания латышского националиста и мои собственные воспоминания в том числе и о совершенно неизвестных страницах недавней истории Латвии, в которой мне непосредственно довелось участвовать...
Прозрение композитора
"Государство без будущего - является ли это тем, что мы завоевали, строя баррикады на улицах Риги? - задается переставший быть парламентарием и, видимо, оттого вдруг прозревший Имант Калниньш. - Потому что то, куда нас сейчас гонят, как стадо овец, - небольшой загон на задворках Европейской федерации..."
Далее композитор-политик предупреждает, что присоединение к еврозоне лишь затруднит возможность когда-либо выбраться из этого "смертоносного клинча". Потому что ЕС - это уже не та, мол, организация, за вступление в которую латвийцы голосовали в 2003-м.
Имант Калниньш. (rus.tvnet.lv)
"...Как мы достигли этого болота, мы знаем. Мы только не знали, что это болото. Издалека это выглядело как хорошо ухоженный газон, как земля, "где цветут лимоны".
...Если сейчас осмотримся вокруг, газон разглядеть трудновато, зато коричневая бурда плещется у самих щек. Много ли возможностей из этого выбраться? Чтобы не потонуть совсем, нам надо быть, как тем двоим, которые, стоя по горло в нечистотах, говорят друг другу: не двигайся, не гони волну!
Выясняется, что мы нисколько не были способны управлять своей экономикой... Чем тогда все эти годы, в конце концов, занимались наши самые лучшие (также и по зарплате, конечно) специалисты в сфере финансов и экономики?"
И - о, признание! Практически крамола!
"...такой расцвет культуры и искусства, как в 1960-1990 гг. прошлого столетия Латвия еще не переживала. Вы иронизируете над ностальгией по тем временам. Однако слепы те, кто не видят, что знаменитый железный занавес в большой мере уберег наше сознание от той клоаки, которая теперь щедро изливается на нас с Запада и с равнодушием цунами разрушает все те защитные барьеры, которые наш народ тысячелетиями (ну, композитор здесь явно творчески гиперболизировал! - К.М.) строил..."
Ну, и о коррупции власть имущих композитор прошелся, и о банкротстве пресловутой идеи "западных ценностей", именующей прогрессом дегенерацию сознания и нивелирование ориентиров, наработанных человечеством. Но самую главную сенсацию композитор приберег в концовке:
"Я ищу в мире тех, кто старается этому сопротивляться, и вижу, как президент нашего соседнего государства Белоруссии Александр Лукашенко старается защитить свой народ и страну наперекор повизгиваниям шакалов потерпевшей банкротство западной "демократии". Как президент еще одного нашего соседнего государства России Владимир Путин не позволяет превратить свое государство в проходной двор, в трактир или игорный дом..."
Словом, берите пример и пытайтесь оспорить всяческие договоры с ЕС в Конституционном суде!
Эх, мил товарищ, вернее, господин композитор! Чего же ты не повинишься, не скажешь (так тебя растак! - и таких же как ты пресловутых латышских интеллигентов!!!): вставайте, люди русские и все нерусские, поможите нам, корыстолюбцам, сохранить свой народ! Возьмите, пожалуйста, гражданство Латвии, возглавьте министерства и ведомства вместо вздорных бабенций-непрофессионалок и жадных мальчиков-"отличников"!..
Сегрегация-натурализация-стерилизация...
Но нет. Нежелание остающихся в стране 300 тысяч русскоговорящих неграждан пройти натурализацию латыши чаще всего объясняют ленью и тем, что негражданам выгодно такое положение - без виз можно ездить не только по Европе, но и в Россию. И почему-то никто из властей не хочет допустить мысль о том, что большинство из этих 300 тысяч, да и тех, кто уже натурализовался, считали и считают, что гражданство Латвии им положено по праву, которого их лишили постановлением правительства от 15 октября 1991 года. Вот поэтому и не спешат на экзамены по натурализации (слово-то какое, напоминающее стерилизацию!), которую им придумали вместе власть предержащие за их же денежки (история Латвии - в новом официальном прочтении, госязык и клятва в верности).
паспорт негражданина...
Временные меры стали постоянными. Запрет на ряд профессий, а самое главное - запрет в праве участвовать в выборах. Даже - в муниципальных, в которых имеют право участвовать и избираться любые жители Евросоюза, прожившие в Латвии всего полгода. Или как в Эстонии, где неграждане хотя бы на уровне самоуправлений к выборам давно допущены, и ничего катастрофического, как видим, за эти годы не произошло!
«Второсортных быть не может!»
В интервью вашему автору и еженедельнику «Собеседник» в мае 1990 года председатель Народного фронта Латвии Дайнис Иванс говорил: «В Думе, в правлении Думы (НФЛ - К.М.) есть представители разных наций, проживающих в Латвии, в том числе и русские. Без их активной поддержки мы абсолютно ничего не добьемся. Поэтому ни сегодня, ни завтра не может быть и речи, чтобы какая-то часть населения вдруг стала «второсортной».
Об этом свидетельствует и то, что среди всех кандидатов в народные депутаты на выборах в парламент Латвии, поддерживаемых Народным фронтом, баллотировалось более трети представителей нелатышского населения. И многие из них стали депутатами».
Напомню, депутатами, принявшими 4 мая Декларацию о независимости Латвии! О всеобщем единении и о лозунге «Латвия - наш общий дом» вспоминали потом не раз. В том числе и в январе 1991 года, когда тот же Иванс после начавшихся известных событий в Вильнюсе призвал ночью 13 января по радио на русском и латышском языках народ Латвии собираться в Старой Риге, чтобы защитить хрупкую демократию. Они тогда ее защитили. Но оказались беззащитны сами...
баррикады у Совмина Латвии - никто тогда кириллицы и призывов к русским не чурался... (parkulturu.lv)
На транспаранте баррикад в Старой Риге, где находится парламент Латвии, написано: "Мы - избиратели защищаем наших депутатов" (www.kongress.lv)
Кто ответит на вопросы?
Так что же все-таки это было 20 января 1991 года в Риге, когда произошло нападение рижского ОМОНа с другими военными подразделениями на МВД? Почему многие журналисты с камерами оказались непосредственно вблизи происходящего? Кто обстрелял омоновцев у здания МВД? Кто ждал омоновцев в засаде напротив здания университета на тот случай, если сорвется провокация у МВД? Кем были убиты Андрис Слапиньш и Гвидо Звайгзне из знаменитой киногруппы Яниса Подниекса?
В интервью «Комсомольской правде» от 13 марта 1991 года Подниекс говорил мне, что считает, «что смерть его коллег и друзей не была случайной, и лишь везение спасло его самого от той же участи.» Янис (не для печати) рассказывал мне, что видел в тот вечер в сквере напротив МВД и неизвестный грузовик, в который погрузили несколько тел…
Кто это был? Официально мы знаем лишь о двух погибших сотрудниках латвийской милиции Гомановиче и Кононенко, охранявших МВД (характерные нетитульные фамилии, не правда ли?). Погиб и школьник Риекстиньш. Были ранены четверо других сотрудников милиции и пятеро участников баррикад, среди которых также были люди разных национальностей, защищавших демократию.
рижские омоновцы разъезжали по Риге на БТР. Слева, за кадром - интуристовская гостиница "Латвия", которая, в отличие от памятника Ленину, существует и сейчас (baltijalv.lv)
Мы думали, что защищаем демократию…
К слову, после захвата МВД, в ночь на 21 января, мне удалось побеседовать с Александром Кузьминым - командиром первого взвода ОМОНа, бывшим оперуполномоченным Кировского РОВД Риги. Он формально командовал штурмом. О происшедшем мы говорили в здании МВД - у меня остались на память подобранные там гильзы от пистолета Макарова и автомата Калашникова. Именно после нашей беседы, уже на улице, из машины ГАЗ-24 после моих уговоров был освобожден замминистра МВД Латвии генерал Зенон Индриков, которого в качестве заложника собирались везти на базу ОМОН в район Риги Вецмилгравис. Увещевавшие Кузьмина прежде начальник УВД Риги Виктор Бугай и его заместитель Юрий Ясинкевич, как и священник-депутат Зотов, этого добиться не смогли.
Замечу, что на следующий день в Москве собрался грандиозный митинг в поддержку Латвии и республик Балтии, который от возможной атаки спецназа охраняли народные депутаты СССР.
Охота на ведьм и встреча в Кремле…
Но после провала путча и признания Россией независимости Латвии все моментально изменилось. Показателен тот факт, что в Латвии началась «охота на ведьм». Например, простым типографским работницам-латышкам из Дома печати стали предъявлять обвинения якобы в сотрудничестве с режимом во время взятия под охрану Дома печати рижским ОМОНом. Причем кампанию начал бывший верноподданный советской власти, многолетний директор Дома печати Казимир Дундурс. На неугодных стали составлять списки на увольнения, грозить физической расправой. Для меня стало понятно, что если так поступают с латышками, да к тому же беспартийными, то что говорить уже о других?
И вот 15 октября 1991 года было принято печально знаменитое постановление, разделившее жителей Латвии на граждан и aliens.
Осенью того же года, по инициативе первого секретаря ЦК ВЛКСМ Мироненко и с рекомендации тогдашнего главного редактора «Комсомолки» Фронина (ныне главного редактора парламентской «Российской газеты»), состоялась моя встреча с секретарем ЦК КПСС по идеологии и членом президентского совета СССР Александром Яковлевым. Как известно, именно ему балтийские депутаты двумя годами ранее доверили возглавить Комиссию, признавшей в своем заключении тайные протоколы Молотова-Риббентропа преступными и не имеющими силы с момента их принятия. Яковлев уж очень благоволил народным фронтам и "молодым балтийским демократиям". Поэтому ему важно было узнать о происходящем в Латвии, как говорится, из первых рук. Вместо 20 отведенных минут мы проговорили в его кремлевском кабинете вдвое больше… Яковлев, безусловно, владел всей полнотой информации, но ему необходимо, видимо, было подтверждение каких-то собственных мыслей… Разделение жителей Латвии по сортам его явно удручало. «Что же ваши там творят!» - в сердцах бросил он.
Яковлев-Горби - пара, похоронившая СССР... (zapravdu.ru)
Но это были слова представителя уже исчезающей власти. Через месяц Горбачев «отрекся от престола». СССР перестал существовать. А власти Латвии свое временное решение так и не отменили, подведя под него необходимый идеологический базис о непрерывности Первой республики. Вот и получилось, что базис был подведен, а фундамент - разрушен. Фундамент доверия и взаимной поддержки.
Давно нет СССР, из Латвии выехали десятки тысяч «колонистов» или потомков «оккупантов». Что же и кто теперь угрожает Латвии? Давно сформировалось твердое ощущение, что разделение страны на две общины и изъятие части жителей из управления государством не политический, а экономический шаг. Чтобы, не дай Бог, не подобрались к «кормушке» чужие!
Но из Латвии бегут и коренные жители. По данным Министерства экономики, с 2000 по 2011 год из Латвии (с ее 2 млн. населения) эмигрировали около 213 тысяч жителей! И это ведь только официальные данные, сопоставимые с потерями во Второй мировой! Поэтому "прозрение" бывшего законотворца и композитора явно запоздало...
ЗЫ. Предыдущий мой пост касался схожей темы:
о том, что чаша народного терпения вот-вот переполнится, а переход на евро лишь ускорит процесс (перевод открытого письма с латышского - мой)