В Риге убран памятный камень в честь санинструктора, гвардии старшины Зенты Озолы

Oct 26, 2023 20:09



Со двора бывшей 5-й рижской средней школы 25 октября убран памятный камень в честь выпускницы этой школы 1941 года - гвардии старшины, кавалера ордена Красной Звезды Зенты Озолы, санинструктора минометного батальона 122 полка 201-й (43-й) Латышской стрелковой дивизии. На снимках - тот самый камень и фотографии Зенты: слева - мирная, еще довоенная, справа - уже обожженная войной...

С 1957 года 5-я школа носила имя Зенты, погибшей спустя неделю после своего 19-летия - 9 декабря 1942-го. С 1962 года школа имени Озолы (ударение на первой "о") специализировалась на углубленном изучении немецкого, что продолжилось и после получения Латвией независимости в 1991 году. Тогда школу переименовали в Агенскалнскую гимназию (по названию микрорайона, в котором она находится), а в 2010-м - к гимназии добавили статус Рижской государственной немецкой...

Когда 22 июня гитлеровские войска напали на СССР, Зента эвакуировалась из Риги в тыл, в РСФСР, где добровольцем вступила в 201-ю Латышскую стрелковую дивизию, которая начала формироваться с 3 августа 1941-го и состояла на 90 процентов из жителей Латвии.



Девушку направили было в дивизионную газету, но она рвалась на фронт и даже в журналистские командировки брала с собой санитарную сумку. Так ее и отправили в санчасть, где она через какое-то время получила звание старшины и должность санинструктора, организуя работу других санитаров и эвакуацию раненых в полевой госпиталь. Но Зента зачастую сама оказывалась на передовой.

Весь 1942-й год Латышская дивизия в составе Северо-Западного фронта Красной армии вела кровопролиные наступательно-оборонительные бои в районе посёлка Демянск (между озерами Ильмень и Селигер нынешней Новгородской области).

Демянский котёл

Чтобы понимать, что там творилось, кратко поясню. В январе-феврале 1942 года советские войска окружили основные силы 2-го армейского корпуса 16-й немецкой армии группы армий "Север" в так называемом "демянском котле". В результате в окружении оказались шесть дивизий, включая моторизированную дивизию СС "Тотенкопф" ("Мёртвая голова") - всего около 100 тысяч солдат и вспомогательных частей.

Но недостаточность сил Красной армии не позволяла уничтожить "котёл". С 19 февраля по 18 мая люфтваффе совершила 24 303 вылета, доставив на имеющиеся в своем распоряжении два аэродрома 15 446 тонн грузов (в среднем 273 тонны в сутки) и вывезя 22 903 раненых. По одним данным, гитлеровская авиация потеряла 265 транспортных самолётов, а по другим - всего 112, практически ежедневно снабжая окруженные части продуктами, боеприпасами и подкреплением.

Для прорыва внешнего кольца окружения немцам пришлось стягивать сюда из района юго-западнее Старой Руссы три дивизии, бить также изнутри котла - при этом большая часть "Мёртвой головы" осталась навсегда в новгородской земле.

В феврале 1943 года войска Северо-Западного фронта провели 2-ю Демянскую наступательную операцию, но врага загнать в новый "котел" не удалась - войска вермахта успели отойти за реку Ловать. 23 февраля Демянск был освобожден. Но самое главное - бои в районе Демянска постоянно оттягивали части группы армий "Север" (15 дивизий в "котле" и вне его) от удара по Ленинграду и его взятия. Вермахт не мог перебрасывать войска и на юг, под Сталинград, где в основном и решалась судьба войны на Восточном фронте.

За весь 1942 год гитлеровцы так и не смогли провести задуманную операцию по окружению войск Калининского фронта под Старой Руссой, потеряв 90 тысяч солдат (по немецким данным - 55 тысяч). Потери Красной армии составили 245 тысяч бойцов...

Подвиг Зенты

За проявленные мужество и стойкость, за героизм личного состава в боях под Москвой и у Старой Руссы 5 октября 1942 года Латышской 201-й стрелковой дивизии было присвоено звание гвардейской и она была преобразована в 43-ю гвардейскую Латышскую стрелковую дивизию.

А приказ о награждении Зенты орденом Красной Звезды был подписан 10 декабря 1942 года, на следующий день после того, как она была убита осколком снаряда в очередном бою. Хотя сам приказ был подготовлен 20 сентября, согласно полковой печати. Просто во время регулярных боев было не до наград. О них вспоминали лишь во время отводов поредевших соединений в ближайший тыл для передышки и восполнения личного состава.

Орден Красной Звезды Зента так и не успела получить за свой подвиг, совершенный 12 августа 1942 года. Лишь после войны ее останки перезахоронили в Риге на Братском кладбище, а орден передали маме.

"Во время боев под деревней Туганово и Голубово санитарка Озолс (так заполнил полковой писарь - прим. К.М.) отличилась необычайной отвагой и самоотверженностью, - записано в наградном листе. - Будучи санинструктором минометного батальона, тов. Озолс, когда минометчики были приданы стрелковым ротам, не осталась на перевязочном пункте при командном пункте батальона, а добровольно направилась на поле боя. Из роты в роту ходила тов. Озолс и всюду оказывала помощь. Во время наступления она не только вытаскивала и перевязывала раненых, но и набивала пулеметные диски, собирала патроны и гранаты и под ураганным пулеметным и минометным огнем противника доставляла бойцам. За один только день 12 августа она перевязала и вынесла с поля боя 32 бойца и командира, собрала и доставила на себе 2500 винтовочных патронов и 120 гранат".



В 1973 г. построенному в Гданьске для Латвийского морского пароходства рефрижератору присвоили имя Зенты Озолы. В 1994 он был переименован в "Zenia II" и в том же году 2 октября затонул в Красном море. Фото Марка Редькина

Они так любили друг друга...

Летом 1942 года посреди всего этого безумства войны Зента встретила свою любовь - Пе́териса Си́маниса. Как вспоминал их однополчанин Альберт Мартынович Па́же, весь полк любовался романтическими отношениями хрупкой, улыбчивой Зенты и здоровенного Петериса.

После гибели Зенты Петерис пережил любимую ненадолго, пав смертью храбрых в одном из очередных боев под той же Старой Руссой...

P.S. Фотографии Зенты Озолы сохранились, благодаря архиву Инесы Лилии Спу́ре, гвардии сержанта, радистки 65-й отдельной гвардейской роты связи 43-й гвардейской Латышской стрелковой дивизии. Спуре прожила долгую жизнь. Родилась 17 января 1924 года, а ушла в мир иной 12 января 2013 года в возрасте 88 лет. Работала журналистом, была главным редактором детских журналов, вела общественную работу, помогала бывшим фронтовикам, а потом передала свой архив профессору Латвийского университета, историку Вите Зе́лче. Вот и остались снимки прошедшей эпохи, как и фотография самой Инесы, какой она была в годы Великой Отечественной.



Инесе Лилия Спура

...Сейм Латвии 26 октября передал на рассмотрение парламентских комиссий поправки к закону о запрете экспонирования предметов, прославляющих советский и нацистский режимы, и их демонтажа с воинских захоронений и мемориалов, связанных с вооруженными силами СССР и советской оккупацией. Таким образом самоуправления обяжут удалять памятники с советской символикой и с солдатских могил. В предыдущий год все памятники красноармейцам, находившиеся в городах и селах, но не связанные с захоронениями советских солдат были демонтированы по всей Латвии.

память, на злобу дня, интервью-статьи, история, Латвия, журналистика, Герой, Рига, Великая Отечественная

Previous post Next post
Up