Ромео и Джульетта

Sep 01, 2017 01:37

Месяц в море не смотрел кино. Ни одного фильма… При том, что обычно, каждый день у нас заканчивается каким-нибудь фильмом. Забавно, что прошел уже почти месяц, как вернулся, а до сих пор не посмотрел ни одного фильма… Наверное, отвык… Вселяет надежду, что когда-нибудь смогу отвыкнуть и от интернета… Но пока этого не произошло, отправлю-ка в виртуальное пространство очередной опус…
Трудно назвать значительное литературное произведение, избежавшее экранизации. Отношение литературного произведения и экранизации - отдельная тема, но хотелось бы озвучить одно убеждение, которое у меня сложилось очень давно. Существуют такие экранизации, которые «закрывают тему». После просмотра становится очевидно, что это вершина - снять лучше невозможно. К таковым относятся, например, «Здравствуйте, я ваша тетя», «Опасный поворот», «Повелитель мух» (Ричарда Брука). Тема закрыта: все, что будет снято после, на этом фоне будет выглядеть, мягко говоря, бледно. Так, бездарная попытка Кончаловского сделать римейк «Лев Зимой», вызывает только брезгливую жалость, и презрение к «творцу»…
А первым фильмом, который вызвал у меня ощущение, что тема закрыта, стал фильм Джафирелли «Ромео и Джульетта». Писать о нем трудно - боязно скатиться в банальное перечисление достоинств, а все впечатления из-за превосходных степеней будут выглядеть ходульно. Но не помянуть нельзя…
Впервые я его увидел в позднесоветские времена. И первое, что вызвало бурный восторг, то, что он был снят не у нас. У нас бы ни за что не дали сыграть главные роли девочке, которая действительно выглядит на 14 лет, и парню, на 16, как то было у Шекспира… Про их игру могу только сказать, что с тех пор могу представить героев Шекспира только в образах, созданных ими. Хотелось бы отметить, что в этом фильме не могу назвать ни одного актера, который сыграл, хотя бы посредственно! От главных героев, до самых эпизодических, которые появляются в кадре один-два раза…
Такая игра актеров, в совокупности с великолепной режиссерской, операторской работой, работой костюмеров и всех остальных создает полное погружение в ту атмосферу, и в ту эпоху. А поскольку, мой родной язык, все-таки, русский, не могу не упомянуть великолепный советский дубляж студии Союзмульфильм.
В свете сказанного, дальше речь пойдет уже о содержании. Наверное, будет банальным повторением упоминание о том, что история Ромео и Джульетты дает образец настоящей Любви, в самом высоком, и прекрасном своем проявлении. Их имена уже давно стали нарицательными. Хотелось бы обратить внимание, что Шекспиру, и создателям фильма удалось создать образец Любви гармоничной, в которой присутствует эротический элемент (что было недопустимым в «рыцарской любви»), но облагороженной высоким духовным содержанием, без пошлости, грубости и грязи,. И в фильме это великолепно показано, как прекрасными поэтическими образами в диалогах Ромео и Джульетты, так и красотой утренней сцены прощания в спальне Джульетты.
Причем, в те годы такое понимание Любви было революционным - над личностными ценностями стояли приоритеты социальные. А женщин тогда вообще не спрашивали, их чувства никого не волновали. Думаю, что монолог Джульетты на балконе в те годы выглядел просто из ряда вон выходящим. Интересно, что Парис, которого прочат в женихи Джульетте, хотя появляется в кадре всего пару раз, производит очень достойное впечатление - к Джульетте он относится с уважением, но поинтересоваться ее мнением, и как-то добиться именно ее расположения, ему даже в голову не приходит…
В других «рецензиях» я поминал, что у меня «зрение летчика» - я фиксирую детали по краям кадра, и побочные элементы сюжета. Они дают полноту и глубину картины, а иногда даже корректируют смысл. Общеизвестно, что «Ромео и Джульетта» - трагедия.  Хотелось бы поделиться, что для меня это трагедия не главных героев. Да, они гибнут. Но гибель - недорогая цена за то счастье, что они обрели. Для меня самая сильная трагедия тут - это трагедия Меркуццио! Его роль и участие в сюжете, хоть и не так бросаются в глаза, но огромны. Именно он выступает тут как подлинный революционер духа, что придает фильму (и произведению) такую глубину. Он очень умен, видит фальшь и бессмысленную пустоту окружающей жизни. А главное, не может оставаться равнодушным. Его монолог о королеве Мэп - это жесточайшая сатира на то, что занимает мысли и чувства людей, и руководит их жизненной суетой. Он чудовищно одинок и не понят окружающими. Таким людям в окружении достается роль шута. И за шутовством он вынужден скрывать величие и тонкость души, и свою горечь от понимания…
Не случайно, его единственным другом был Ромео. Его привязанность к Ромео вызвана тем, что  Меркуццио видел то подлинное и настоящее, что лежало в основе его личности. И что проявилось в его любви к Джульетте. Меркуццио по-настоящему ценит эту подлинность, и в последних словах, обращенных к Ромео, звучит прощение другу даже того, что он гибнет по его вине.
Антиподом Меркуццио и олицетворением всей низости и фальши окружающего является Тибальд. Личность (если можно так назвать) глубоко ущербная. Именно ущербность делает его надутым петухом, и побуждает постоянно самоутверждаться, провоцируя конфликты с поводом и без повода. Точнее, поводом для него является все - и свара слуг, и простое присутствие Ромео на балу у Капулетти. «В делах чести - сущий дьявол» - по ироничному замечанию Меркуццио. Но честь для Тибальда - понятие не личностное, а социальное. А в психологическом плане - не более, чем драпировка, за которой он прячет свою ущербность. Меркуццио он убивает самым бесчестным образом - из под руки Ромео. Скорее даже, на уровне рефлекса - в ходе поединка, который он проигрывал, представился шанс к самоутверждению, и Тибальд им воспользовался.
Именно он - главный двигатель кровавой вражды Монтекки и Капулетти. А вовсе не глава клана. Старый Капулетти даже выражает сожаление о бессмысленной и бесплодной вражде. Но он заложник своей социальной роли, из которой выйти не в силах. И это бессилие звучит в гневе, когда он пытается урезонить Тибальда, и не дать ему завязать ссору с Ромео на балу.
Но силу Тибальду в его разжигании конфликта придает стоящая за его спиной тетушка - мать Джульетты. Персонаж очень важный, хотя появляется в фильме лишь несколько раз. Мелкие детали дают образ стареющей женщины, обеспокоенной увядающей красотой, и тоже глубоко ущербной, а потому - властной. И как Тибальд, скрывающей свою ущербность в приверженности чести и приличиям. Только она на порядок умнее Тибальда, и умеет владеть собой.  Не случайно, в танцах на балу она выступает в паре с Тибальдом. И ее отповедь Тибальду звучит, скорее, не запретом, а поощрением, только не здесь, не на балу.
В лице Тибальда Меркуццио бросает вызов этой ложной трактовке чести, и всей пустоты, тупости и злобе, которая за ней прячется. А поводм послужило глумление Тибальда над разумом и подлинной человечностью, проявленной Ромео. При этом, постановка в фильме поединка - великолепна. Я увидел, что для Меркуциио враг не Тибальд, а то, что он олицетворяет. И нанести удар по этому - не убить Тибальда, а сделать его смешным, что Меркуццио блестяще удается, хотя и ценой гибели. И когда он смертельно ранен, маска шутовства сброшена. Его проклятие «Чума на оба дома!» адресована пустому и фальшивому понятию чести, которое движет обоими домами.
Хотелось бы упомянуть и великолепную постановку поединка Ромео с Тибальдом. Она прекрасна своей реалистичностью, и накалом страстей. Это не какие-нибудь мушкетеры, изящно помахивающие шпагой. Видно, что это бой на смерть, когда от ненависти темнеет в глазах, и не чувствуешь боли от ран…
Призанюсь, по первым впечатлениям, трагедия Меркуццио мне казалась более горькой, поскольку в склепе Капулетти, перед смертью Ромео о нем не вспомнил, а вспомнил Тибальда. Но сейчас, мне кажется, я понимаю, в чем дело. Меркуццио отомщен, а Тибальд нет. И потому всплывает в памяти Ромео. «Когда мы говорим, что не сможем жить без любимого человека, мы неосознанно имеем в виду, что не перенесем сознания, что он мучается и страдает. Но смерть прекращает страдания, и вместе с ними наш долг перед этим человеком. И приходит покой, позволяющий постепенно забыть о нем…» (с) Грэм Грин «Суть дела». Долг перед Меркуццио у Ромео кончился. И слова адресованные к мертвому Тибальду не содержат вражды и злобы. Убийство Тибальда Ромео не было актом вражды семей, а подлинно личным делом чести. Счет закрыт…
Напоследок, хотелось бы поделиться одной сокровенной мыслью (если у кого хватило терпения дочитать). Героиня футурологической повести Зиновьева «Глобальный Человейник» высказывает признание: «Когда я прочитала великие произведения прошлого о Любви, я почувствовала себя обманутой и обкраденной - у меня ничего этого не было. Потом я пришла к выводу, что вся эта любовь - просто выдумана, и успокоилась»… Это повесть футурологическая - т.е., о будущем. Но по словам самого Зиновьева, описывать в прогнозах имеет смысл только то будущее, которое уже проявилось сегодня. Сегодня, это будущее уже, к сожалению проявилось. Многие и сегодня скажут, что это все выдумано. Так спокойнее. А особо ущербные начнут еще поливать грязью. Мне не хотелось бы такого будущего, в котором это мнение будет абсолютно всеобщим. Мне жалко тех, кто успокаивает себя подобным образом. Как возражение, мне хотелось бы напомнить, что все великие и достойные достижения Человечества были сначала выдуманы. Именно способностью выдумывать человек отличается от животных. И главное - способностью воплощать выдуманное в реальность.
Прекрасное и высокое, считаю стоит выдумывать, и воплощать. И свидетельствую, что это возможно.

«Блондинку, брюнетку, невинную, с опытом,
  Юную деву, и женщину в летах
  Готов променять отдельно и оптом
  За одно лишь свиданье с тобою, Джульетта!

Казанова, Ловлас, Дон Жуан - ну их всех!
  Наше время совсем позабыло про меру.
  Ну а я променял бы подобный успех
  За возможность погибнуть, как юный Ромео!» (с)  А.А.Зиновьев

PS
Совсем забыл упомянуть про божественную музыку Нино Рота, которую слушал сегодня в машине, пока тошнил по пробкам... Что, собственно и подвигло меня к написанию сего опуса...

Кино, Личное

Previous post Next post
Up