Амадей

Dec 06, 2014 00:13

Пересматривал очередной раз «Амадей» Формана. Сколько раз его смотрел, столько раз переворачивает душу… Какая сила и глубина ( Read more... )

Кино

Leave a comment

k_makarov December 7 2014, 08:38:34 UTC
Да! Мюррей Абрахам сыграл гениально! Особенно, моменты диалога со священником. Мне эта линия сюжета напомнила стихотворение Киплинга "Последняя песнь Честного Томаса": "...Я натрое сердце твое растерзал, а ты - меня рыцарем сделать хотел..."

Совершенно верно! Только, мне кажется, это лишь один аспект большой проблемы взаимодействия Творца с публикой (потребителями творчества). В фильме великолепно показаны "два лица" публики. С одной стороны: "просвещенная публика", с другой - "простой народ". А суть - одна. Первые рассуждают "о высоком", "вечном" у них, по словам Моцарта, герои "даже испражняются мрамором". Но при этом, для них "слишком много нот", и озабочены они подсчетом зевков императора. Вторые радостно "хавают" попсу, которую им гонит владелец простонародного театра Шиканедер, опошляя великую музыку Моцарта.
Проблема в том, что Творцу необходима публика! Произведение искусства - совместное создание Творца и воспринимателя! Без этого искусства нет! И интересно, как решают эту проблему Моцарт и Сальери. Сальери "принимает правила игры", он угождает публике (в первую очередь, "просвещенным"), хотя хорошо знает ей цену. Именно поэтому он свысока смотрит на Шиканедера. Это хорошо перекликается с пушкинской версией, когда Сальери возмущен, что "маляр бездарный" "пачкает мадонну Рафаэля". Моцарт же руководствуется только своим гением, он категорически отказывается переделывать свои творения в угоду "просвещенным". Он творит "без оглядки". Его гений выше и сильней всех обстоятельств, которые не относятся к области искусства. Поэтому его и не возмущает попса Шиканедера. Он выше этого, он даже в жанре попсы создает гениальные произведения, поднимающие уровень публики. Из "попсового" заказа он сделал шедевр: "Волшебную флейту". При этом, к публике он относится не наплевательски, его беспокоит и мучает желание донести до публики свой дар, чтобы люди поняли, приняли и оценили. И именно поэтому самым близким ему оказывается Сальери! "Просвещенные" озабочены количеством зевков императора, Шиканедер, хоть и говорит, что "твое место здесь", но требует "попсы" - "побольше чудес", чтобы угодить непритязательным вкусам простонародья, его беспокоит только коммерческий успех. И те, и другие Моцарту чужды. И только Сальери своим признанием, что считает его величайшим композитором, вносит успокоение в душу Моцарта...

Reply

совместное создание Творца и воспринимателя avia_gorizont December 7 2014, 08:58:21 UTC
Согласен с Вами.
Единственно, у меня есть претензии к слишком вольной трактовке исторических фактов в фильме. Все-таки Сальери, сколь я читал о нем, не был злодеем. И удостоверения с подписью "бездарность" ему тоже никто не выдавал.
С другой стороны понятно, что этот вымысел имеет цель - исследовать природу гениальности и посредственности. С этой точки зрения безупречен Н.В.Гоголь "Портрет" - аналогичное исследование, но без привязки к реальным историческим персонажам.
Но фильм все равно классный!

Reply

Re: совместное создание Творца и воспринимателя k_makarov December 7 2014, 12:13:57 UTC
Меня, как раз, эта сторона не сильно напрягает. Это обычная черта всех художественных произведений на исторические темы. Думаю, реальные персонажи вряд ли узнали бы себя...))) С другой стороны, это тоже реальность. Именно в такой форме и в том вде, как это представлено средствами искусства, реальные люди входят в историю, и влияют на умы и поступки людей.
Вспоминается великолепный советский фильм "Стакан воды". Когда Генри Сент-Джон на старости лет читает книгу о событиях, участником которых он был. И как он с иронией говорит о себе, изображенном в книге: "Честный политик, человек безупречной нравственности и выдающихся достоинств...", и продолжает: "Закрыв книгу, я с ужасом обнаружил, что безоговорочно всему поверил!" )))
Что касается "Амадея", мне наоборот, нравится, что исторические факты (то, что Моцарт умер от туберкулеза, и что Сальери его не травил), вплетены в сюжет очень аккуратно: не противоречат фактической стороне, и не нарушают логику сюжетно-философской линии. У Пушкина это грубее...
При этом, отличия реальных прототипов от художественного образа, мне кажется не слишком велики. Здесь мне верится, что Моцарт и Сальери (да и остальные персонажи, особенно - император) были весьма похожи.
Такое же ощущение у меня от фильма "Лев Зимой". Те исторические факты, которые мне известны про Генриха и Алиенору Аквитанскую, заставляют меня верить в правдивость изображения их, как личностей...

Reply

Re: совместное создание Творца и воспринимателя avia_gorizont December 7 2014, 16:34:02 UTC
Судя по набору фильмов вам нравятся парики и камзолы? ))

Reply

Re: совместное создание Творца и воспринимателя k_makarov December 7 2014, 17:56:41 UTC
"Главное в человеке - хворма!..." (с) "За двумя зайцами" )))
Мне нравятся умные фильмы...)) В основном, это связано с режиссером.
О моих кинематографических вкусах можно узнать, поглядев мой журнал по тэгу "кино". Я тут опубликовал несколько рецензий на фильмы, которые меня впечатлили. Хотя, это ничтожно малая часть...

Reply

О моих кинематографических вкусах avia_gorizont December 7 2014, 18:00:55 UTC
Кстати, интересно узнать Ваше мнение о творчестве А.А.Тарковского.

Reply

Re: О моих кинематографических вкусах k_makarov December 7 2014, 18:02:17 UTC
Терпеть не могу! И считаю его претенциозной бездарностью!

Reply

считаю его претенциозной бездарностью avia_gorizont December 7 2014, 18:30:03 UTC
А эти личные вкусовые ощущения на чем-то базируются?
Что до меня, то я считаю, что с морализиторством он перебарщивает, но как художник - талантлив.

Reply

Re: считаю его претенциозной бездарностью k_makarov December 7 2014, 18:58:45 UTC
Конечно, базируются! На моих критериях)))
Поясняю:
1. Художник должен описывать реальность, и реальные чувства реальных людей, а не паталогические психозы. Грань здесь достаточно тонкая - не опуститься в примитив, и не скатиться в больные фантазии (которые, по сути, не менее примитивны и убоги, а отличаются только количеством накрученных соплей). Во всех фильмах Тарковского персонажи ведут себя неестественно и нелогично. Меня не оставляло впечатление, что мне показывают не людей, а обитателей дурдома.
2. Забыл, кто-то из французов сказал, что главное в искусстве - скрывать искусство. Технические приемы искусства не должны бросаться в глаза. У Тарковского они просто назойливы, до такой степени, что в топорности их применения он может конкурировать с Михалковым.
3. Банальная скучность и затянутость без нужды. Только для того чтобы назойливо показать "глубину" там, где ее нет.
4. Упомянутые Вами претензии на морализаторство (топорное и назойливое)

Как резюме: Тарковский на мой взгляд, бездарен, и ориентирован на бездарных снобов, мнящих себя "просвещенными", и "духовными". Упомянутые выше черты, наилучшим способом обеспечивают возможность угодить им. А поскольку таковые заправляют в искусстве - Тарковского и раздули. И многие "ведутся"...

А не поделитесь, почему Вы считаете его талантливым? Мне было бы интересно. Возможно я что-то не увидел, не понял?...

Вообще:

" МОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ КРЕДО

Не стоит брать с того пример,
Кто игнорирует и рифму, и размер.
Не следуй и тому, кто только ради них
Вымучивает виртуозный стих.
Не восхищайсь и тем, кому лишь крик и вой
Есть суть поэзии как таковой.
Поэзия тогда только прекрасна,
Когда есть что сказать и говорится это ясно.
Когда внимаешь мыслям, а не голосам.
И хочется, чтобы такое ты придумал сам. " (с) А.А.Зиновьев

Reply

почему Вы считаете его талантливым avia_gorizont December 7 2014, 19:19:09 UTC
Мне нравится видеоряд в трех его фильмах: "Солярис", "Зеркало", "Сталкер". Особенно в последних двух есть завораживающие кадры - сочетание цветов, "выпуклость" картинки, символизм.
Я не знаток мирового кинематографа, возможно есть какие-то зарубежные аналоги Тарковского, но среди отечественных авторов он выделяется своим почерком, а это уже немало.
Может быть в наши дни, со своей стилистикой он был бы востребован при съемках музыкальных клипов: многозначительное колыхание травы в воде, сторожевой черный пес на берегу реки (времени) и т.д.

Reply

Re: почему Вы считаете его талантливым k_makarov December 7 2014, 20:04:18 UTC
Да, есть кадры, производящие эмоциональное впечатление, но, на мой взгляд, не более. Для искусства этого, по-моему, мало. При этом меня сильно раздражают его потуги показать за этим какой-то смысл (а его там нет). Кстати, один из "секретов" популярности в определенных кругах: в бессмысленном можно нафантазировать какой угодно смысл, который доступен только "избранным". И редко у кого хватает смелости сказать, что "король-то голый!"
Почерк, сам по себе, на мой взгляд, не достоинство. Почерк есть даже у таких вопиющих бездарностей, как Михалков и Бондарчук - они всегда узнаваемы...)))
Вы очень удачно определили его место в искусстве: режиссер музыкальных клипов! Наверное, там он был бы на месте: там видеоряд - фон, а содержание идет по другим "каналам" (правда, куда девать его удручающую однообразность и тягомотность?). Мне сразу вспомнилась великолепная статья Оруэлла о Сальвадоре Дали. Он там великолепно расписал суть его творчества и секрет успеха! Очень рекомендую познакомиться! К сожалению, эта статья у меня в бумажном варианте, навскидку ссылку дать не могу. Так вот, там Оруэлл показал источник и основу его художественных приемов: художественное оформление книг времен викторианской эпохи! С точки зрения его вклада в искусство - это его уровень и его место. А успех имеет исключительно социальные и психологические корни...

Reply

великолепная статья Оруэлла avia_gorizont December 7 2014, 20:14:07 UTC
Спасибо, почитаю.

Reply

Привилегия духовных пастырей avia_gorizont December 7 2014, 20:34:36 UTC
Витиевато написано, можно было проще выразить мысли.
Но, в целом, о самом явлении все правильно написано.

Reply

Re: Привилегия духовных пастырей k_makarov December 8 2014, 07:55:59 UTC
Мне так не показалось... Возможно, Вам попался неудачный перевод?

Reply

неудачный перевод avia_gorizont December 8 2014, 08:06:52 UTC
Да, от перевода много зависит.
У Оруэлла, кстати, много толковых мыслей в его статьях.

Reply

Re: неудачный перевод k_makarov December 10 2014, 08:52:13 UTC
Да! Его эссе, на мой взгляд, великолепны.
К сожалению, Оруэлла у нас знают, в основном, по его худшим (с моей точки зрения) произведениям. На самом деле, Оруэлл - фигура многогранная, сложная, и очень серьезная. Он вовсе не банальный антикоммунист, каким его сделали в массовом сознании.
Как-нибудь хочу собраться с силами и написать о нем...

Reply


Leave a comment

Up