Решил выложить свои мысли и впечатления от фильма по настоянию моего друга. Они ему показались представляющими интерес для широкой аудитории.
Думаю нет ничего необычного в моем признании, что очень люблю кино. Пожалуй, это одна из самых мощных областей искусства, по своим возможностям. Как и в любом искусстве больше всего ценю истину, красоту и величие человеческого Духа.
По всем этим параметрам фильм Догвилль Ларса фон Триера, на мой взгляд, является мировым шедевром. Но сильные фильмы как правило тяжелые. Этот фильм, как выдающееся произведение не исключение. Причем настолько, что не всякому по силам, и не каждому я бы советовал его смотреть.
Тем не менее, я решился выложить свои впечатления, поскольку "...искусством нельзя наслаждаться в одиночку". Нужно с кем-то обмениваться мыслями и впечатлениями. Если таковых не возникает - значит это не искусство. Может для кого-нибудь это будет интересно и вызовет новые интересные мысли.
Дальнейшее имеет смысл читать тем, кто фильм смотрел, чтобы было понятно, о чем идет речь.
Прежде всего, хочу отметить великолепную игру актеров: прекрасно сыграли все, а Николь Кидмен действительно великолепна! Мне очень понравился режиссерский ход со скупостью декораций, «прозрачными» домами, у которых намечены только контуры. На мой взгляд, очень удачно подчеркивает «реконизм» маленького городка. А скупость и условность декораций мне напомнили Зиновьева. Он писал, что персонажами его романов являются коммунальные отношения как таковые, и все лишнее (описание внешности, пейзажей и т.п.) убрано. Кроме того, мне повезло с озвучкой. В фильме, который я скачал с треккера великолепный дубляж: очень образный и артистичный, а закадровый голос просто великолепен: эмоциональный, вкрадчивый, проникновенный, ехидный, короче, великолепно соответствующий тексту.
По содержанию. В самых общих чертах мне было известно, что я там увижу, и чем закончится (отчасти - из описания раздачи на треккере), но, конечно, без деталей. Хочу немного похвастаться: некоторые детали развития событий я предугадал довольно быстро. Так, в самом начале, когда Грейс только появилась в Догвилле, у меня мелькнула мысль, что она - дочь главаря гангстеров. Потом эта мысль вернулась и превратилась в уверенность уже в конце фильма, когда Грейс предупреждала Тома о том, что главарь очень опасен. Также, мне почему-то с самых первых кадров сильно не понравился Том, у меня возникло ощущение, что именно он проявит себя омерзительнее всех. Почему оно возникло, сказать не могу, единственное, что мне осознанно не понравилось сразу - это как он мучил своего глуповатого друга детства игрой в шашки.
Конечно, фильм о человеческой природе. Великолепно подтверждает тезис Зиновьева, что человек - на все способная тварь, если нет внешних ограничений. Характерно, что первыми проявляют гнусные стороны человеческой натуры именно дети (именно маленький гаденыш первым сделал попытку шантажироваь Грейс), у которых сдерживающие начала еще не достаточно сильно закреплены внешним воспитанием. Только исключительные одиночки способны создавать для себя эти ограничения сами. Объяснение этому свойству человека - банальное: так легче. Людей тянет на четвереньки. Исключительная одиночка в этом фильме, пожалуй, только Грейс.
Также, фильм великолепно показывает еще одно свойство человека: коммунальные поступки совершаются сознательно. Люди осознают, что делают, и все про себя знают. Другое дело, что за самооправданием дело не станет. Не помню точно кто, очень мудро сказал: «Все люди нравственны. Безнравственны только их ближние». Однако, подчеркиваю, люди все осознают. Именно поэтому мучения Грейс в фильме нарастают лавинообразно: она вызывает дискомфорт у окружающих тем, что является живым напоминанием их собственной мерзости. И они ее за это наказывают, чем дальше, тем более жестоко. Думаю, именно этим объясняется то, что наиболее «порядочные» и «умные», на первый взгляд, люди проявляют себя наиболее жестоко и омерзительно. Несмотря на то, что они более изощренно себя оправдывают, они все равно лучше осознают свою гнусность, и карают за нее Грейс более жестоко.
Мне также показалось, что внешняя благообразность, корректность западоидов усугубляет жестокость: невыносимо видеть, как хозяйка магазинчика приветливо здоровается с Грейс, прикованной к колесу по ее воле, как ни в чем не бывало, или типичные западоидные оправдания водителя: «ничего личного». Западоиды очень натренированы вести себя внешне прилично, но это не помогает, а является дополнительным грузом на их душах, за который приходится расплачиваться Грейс.
Может быть поэтому, Чак вызвал у меня меньшее омерзение чем все остальные: цинизм мне менее отвратителен, чем лицемерие. Хотя, и его бы я с удовольствием повесил на его собственных кишках.
Вообще, фильм очень интересно построен с той точки зрения, что по мере развития событий, у меня накапливалось недоумение по поводу некоторых неувязок, нестыковок, неестественности. Но к концу фильма пришло глобальное осознание грандиозного философско-этического замысла режиссера, все встало на свои места, всему нашлось здравое объяснение. Я увидел не только хорошее наблюдение за природой людей, но и глубокий философский смысл. Попробую описать эти впечатления подробнее.
Прежде всего, хорошо показано как добро оборачивается злом и наоборот. Именно добро в душах жителей города заставляет их осознавать мерзость своего поведения и вызывает дискомфорт, за который они наказывают Грейс, усугубляя ее мучения. А в расправе Грейс над ними добро и зло так перемешаны, что их невозможно отделить.
Теперь Том. Мне сначала показалось странным, что он ведет собрания в молельном доме, пытается что-то проповедовать согражданам, а главное, что его слушают, и он даже имеет какой-то авторитет. Для роли пастыря он слишком молод и слаб. Но, по мере того, как он проявлял себя, и на порядок превзошел мерзостью и низостью всех жителей городка, я понял, что духовное лидерство в этом городке - не просто его мальчишеская претензия, а его социальная роль, играть которую его уполномочили все жители, поскольку чувствовали, что он сконцентрировал в себе всю их гнусь. Он действительно подлинный духовный лидер Догвилля. Невольно вспомнилось, что писал Зиновьев о социальной роли и чертах интеллигенции. Том - интеллигенция Догвилля! Также вспомнились слова Зиновьева о том, что лидером крыс не может быть лев - лидером крыс может быть только крыса. Жители Догвилля слабы и убоги, а Том из них самый слабый.
Грейс у меня она сразу вызвала симпатию, и я переживал и сочувствовал ей на протяжении всего фильма. Для меня удивительно, то, что она не вызывала у меня раздражения: я не люблю страдальцев, уважение у меня вызывает Прометей а не Христос. Наверное, Николь Кидмен великолепно сумела своей игрой на протяжении всего фильма показать, что в Грейс есть что-то достойное, что потом проявилось в конце. В отношении Грейс, мне тоже показалось странным, что она все это терпит. Если она спасает свою жизнь от гангстеров, то по-моему, лучше уж пуля, чем такая жизнь. Однако, постоянно появлялось и укреплялось ощущение, что все не так просто. Сначала у меня возникли ассоциации с фильмом «Страх и трепет» (помните, как бельгийская девчушка пыталась работать в японской фирме и стать настоящей японкой). Там поведение Амели (упрощенно) можно рассматривать как игру, в которой она переигрывает более сильного противника по его же правилам. Но для меня оставалась загадкой «игра» Грейс. Потом, когда Грейс в последний день не стала перестилать простыни инвалидке, и внутренний голос ей сказал, что на этой кровати спать уже никто не будет, у меня возникли сильнейшие ассоциации с рассказом А.П.Чехова «Спать хочется» (помните, как девочку-работницу до того замордовали работой без сна, что она душит хозяйского младенца в колыбели). Сейчас все эти ассоциации у меня остались, но переплелись и наложились на более глубокую основу: собственную «игру» Грейс. Когда выяснилось, кто такая Грейс, я вдруг понял, что спасала она не свою жизнь, а душу! И только это позволяло ей переносить жизнь, которая хуже смерти. У меня возникли сильнейшие ассоциации с Христом. И сейчас, немного забегая вперед, я бы сказал, что Грейс - это Христос реальности, достойный уважения (в отличие от евангельского). А уважение у меня вызывает то, что Грейс смогла осознать, что распятие - ложный путь к спасению души. Что такой путь только унижает и калечит души: как ее собственную, так и жителей Догвилля. И решение «всех убить» - это и есть акт подлинного прощения, она признала в них людей, т.е., существа, имеющие право отвечать за свои дела, хотя, заслуживают ли они это право - отдельный вопрос. А может быть это действительно единственное, полностью неотъемлемое право человека?
А фильм можно назвать подлинным евангелием, в котором распятие оборачивается всемирным потопом.
Кстати, «Догвилль» переводится как «собачий поселок», думаю это не случайно, как не случайно, что в живых остается только собака (и даже из нарисованной превращается в живую), и что собаку зовут Моисей.
Вкратце, как-то так.