Итак, в крайних
пяти томах «Русского сборника» отыскались три публикации по военно-морской истории. Первая обогащает наши знания о самом, наверное, знаменитом бое российского флота - «Варяга» и «Корейца» в Чемульпо в 1904 г. Выявление принципиально новых отечественных источников на эту тему представляется не очень вероятным, а вот иностранные всерьёз стали входить в научный оборот сравнительно недавно. Да что говорить, когда рапорты командиров японских кораблей, участвовавших в деле,
стали доступны в переводе лишь более чем спустя век после события. Здесь же перед нами документы и свидетельства исходящие с итальянского крейсера «Эльба», как известно пребывавшего стационером в Чемульпо.
Паолетти Ч. Итальянские источники о русских кораблях в Чемульпо в 1904 г. накануне Русско-японской войны // Русский сборник: Россия и война. Международный научный сборник в честь 75-летия Брюса Меннинга. М., 2018. Т. XXVI. С. 263-286.
В pdf можно взять тут.
С. 265-266. «Мы обратимся к трем источникам:
- докладу капитана 2-го ранга Бореа Риччи для штаба Королевского военно-морского флота,
- судовому журналу крейсера «Эльба» («Elba»), который велся самим Риччи или под его наблюдением и за его подписью,
- и репортажу итальянского военного корреспондента Луиджи Барзини, опубликованному в Corriere della Sera, наиболее массовой итальянской газете того времени, остающейся таковой и по сей день.
По сути, все эти источники сводятся к одному, так как, если Бореа Риччи наблюдал события в Чемульпо своими глазами, ежечасно фиксировал увиденное, а затем составил профессиональное резюме (доклад), содержащее информацию для штаба флота, то Барзини узнал обо всё от офицеров «Эльбы», встретив их 3 марта 1904 г. в Гонконге: сам он направлялся в Японию, а «Эльба» возвращалась в Италию.
Таким образом, репортаж Барзини является вторичным источником, а доклад Бореа Риччи и судовой журнал - первичными. Тем не менее они дополняют друг друга: записи Бореа Риччи выдержаны в узкопрофессиональном сухом стиле, в то время как репортаж Барзини, - явно опросившего Бореа Риччи, а также других итальянских и некоторых русских офицеров, - является более красочным и подробным. Причиной этих различий служит то, что эти описания предназначались для разных читателей. Бореа Риччи писал для штаба Королевского флота, а Барзини - для широкого круга читателей.»