Несколько
в продолжение темы. Любопытный материал
здесь попался, взятый
отсюда четыре года назад:
"На протяжении двух лет Российский государственный архив социально-политической истории и издательство Yale University Press трудятся над созданием электронного архива Иосифа Сталина. В ближайшее время уникальные документы станут доступны для широкой общественности. О работе над архивом рассказывает координатор проекта Вадим Стакло.
Тысячи документов, писем и книг, побывавших в руках советского вождя, совсем скоро обретут вторую жизнь. На американской платформе для российских и американских граждан будет создан электронный архив Сталина. По словам разработчиков, доступ к редким архивным данным смогут получить рядовые пользователи библиотек.
Работа над архивом Сталина ведется американским издательством Yale University Press совместно с Российским государственным архивом социально-политической истории (РГАСПИ). Координатором проекта и по совместительству редактором Yale University Press является Вадим Стакло. Корреспондент «Голоса Америки» Олег Сулькин побеседовал с Вадимом и узнал, как проходила работа над проектом.
Олег Сулькин: Как возникла идея совместного проекта?
Вадим Стакло: Проект не возник на пустом месте. Он, можно сказать, вырос из нашей исследовательской и публикаторской деятельности и уходит корнями в серию «Анналы коммунизма», которую Йельский университет начал в 90-х годах. Основатель серии Джонатан Брент увидел возможность работать в открывшихся российских архивах, Джордж Сорос дал деньги на начало, и очень скоро проект был запущен. Его первым результатом стало документальное исследование 1995 года «Секретный мир американского коммунизма». Ранее неизвестные документы из архива КПСС наглядно подтвердили, что Компартия США субсидировалась Советским Союзом и поддерживала связь с советской разведкой. Книга впервые документально подтвердила то, о чем многие знали или догадывались, и пользовалась большим успехом.
О.С.: Чем обусловлено участие американского издательства в сталинском проекте?
В.С.: В начале 2000-х годов сталинские документы начали рассекречиваться и переводиться в открытый доступ в государственном архиве. У издательства Йельского университета уже был опыт сотрудничества с российскими учеными и архивистами по другим проектам, так что идея совместной работы по оцифровке архива была вполне естественной. Издательство получило грант от фонда Меллона на собственно оцифровку и на создание электронной платформы. Работа заняла несколько лет, и в ноябре прошлого года мы публично представили прототип платформы с пробной подборкой архивных материалов. На сегодняшний день сканирование документов почти закончено. В самое ближайшее время мы надеемся официально запустить архивный сайт.
О.С.: О каких объемах документов можно говорить?
В.С.: В архиве Сталина примерно 40 тысяч документов и других единиц хранения. Многие из них представляют собой телеграммы, в частности, поздравительные - с 70-летним юбилеем, и соболезнующие - в связи с его болезнью и смертью. Мы решили их не сканировать, равно как и подарки Сталину. Для оцифровки отобраны документы, которые он писал, читал, которые прошли через руки его и секретарей, фактически все, на чем он оставил свои резолюции и пометки. Мы также сканируем все книги в его библиотеке, на полях которых он оставил свои пометки. Это больше 300 томов. Всего будет оцифровано примерно 28 тысяч документов, или 400 тысяч страниц. Мы также хотели бы оцифровать коллекцию географических карт, находившихся в пользовании Сталина, но пока это не сделано - для сканирования карт требуются специальная методология и оборудование.
О.С.: Какие ранее неизвестные сталинские материалы попали в ваше поле зрения?
В.С.: В коротком обзоре объять все невозможно. Назову главные блоки, представляющие наибольший интерес. Отношения с Германией и другими державами накануне Второй мировой войны. Переписка с руководством НКВД в годы Большого террора. Послевоенные директивы Сталина и Политбюро по поводу восстановления экономики и нового мирового порядка. Отношения с западными интеллектуалами и политическими лидерами. Личные оценки Сталиным Ленина, Троцкого, Бухарина и других советских руководителей. Его переписка военного времени с президентом США Франклином Рузвельтом. И многое другое.
О.С.: Можете привести примеры его комментариев на полях книг?
В.С.: Его реплики касались широкого спектра вопросов. Скажем, читая своего злейшего идеологического оппонента Карла Каутского, Сталин эмоционально клеймил автора: «Предатель!» Использовал он и другие эпитеты. В то же время многие его пометки носят вдумчивый и детальный характер, обнаруживавший ясное понимание марксистской теории. Считается, что Сталин был жестоким и вспыльчивым параноиком. Наверное, это так. Но глупым он не был, это тоже факт. Он уверенно ориентировался в прикладных аспектах искусства и понимал, насколько оно важно для задач пропаганды. Читал каждую значительную пьесу и сценарий. Писал письма драматургам и режиссерам. Лично координировал и редактировал «Краткий курс истории ВКП (б)». Существует несколько черновиков «Краткого курса», буквально исчерканных вождем. Он очень четко знал, чего добивался, максимально упрощая текст и придавая ему доходчивость.
О.С.: Вы привлекли к работе экспертов по советской истории?
В.С.: Конечно. Мало просто оцифровать архивные документы. Мы пригласили ведущих специалистов по конкретным вопросам истории Советского Союза для курирования крупных проблемных узлов. Так, Арч Гетти из Калифорнийского университета поможет организовать материалы по репрессиям, Тимоти Нафтали - по начальному этапу Холодной войны, Билл Чейз - по международному коммунистическому движению и Коминтерну, и так далее. Эксперты помогут выбрать наиболее важные документы, напишут введение и аннотации к каждой группе документов и помогут отобрать документы для расшифровки и перевода на английский язык. Это в перспективе сделает архивные материалы более доступными и облегчит работу с ними студентов, неспециалистов и просто интересующихся вопросами истории.
О.С.: Кто получит доступ к оцифрованному архиву Сталина?
В.С.: В перспективе любой интересующийся. Мы создаем модель, которая должна быть простой и удобной для пользователей. По нашему плану, доступ через Йельскую платформу можно будет получить по подписке. Российская сторона сохраняет за собой право на доступ и распространение этих материалов на территории РФ и, скорее всего, доступ там будет открытым. Мы рассчитываем на интерес со стороны исследовательских центров, библиотек и университетов, а также средних школ и индивидуальных подписчиков."
Сейчас уже видно, что где получилось в итоге. Итак,
йельский Stalin Digital Archive. Доступ к сканам документов платный по подписке для учреждений, у кого он есть - располагает специальным встроенным просмотрщиком, который позволяет не только смотреть в полном виде и высоком качестве, но скачивать, распечатывать, экспортировать фрагменты (цитаты). Кроме этого, такой пользователь может зарегистрировать личный аккаунт на ресурсе и с ним получает следующий набор инструментов для работы с документами онлайн: закладки, теги, аннотации, возможность сохранять документы в папки, в том числе расшаренные для других исследователей. Там ещё много разного интересного, начиная с подокументного размещения источников, лучше самостоятельно посмотреть. Одним словом, американцы собственно и сделали удобный электронный архив со встроенным комфортным читальным залом, - профессиональным исследователям. Ввиду ясного понимания важности этого комплекса источников для исторической науки,
см. введение к SDA.
У нас оцифрованные документы личного фонда Сталина были размещены на запущенном в 2013 г. Росархивом
ресурсе "Документы советской эпохи" (где много ещё интересного -
раз и
два). Доступ к сканам свободный с IP России и Белоруссии, остальных согласно
"Условиям использования" отправляют в Йельский электронный архив. Оттого вероятно пользовательский опыт в работе с указанными ресурсами соотносится примерно как эксплуатация ВАЗ-2121 и Jeep Grand Cherokee. То есть они оба, конечно, в принципе едут:) Единственное оставшееся непонятным - что помешало IT-подрядчику Федеральной архивной службы хотя бы текст интерфейса, через который продирается пользователь, сделать человеческим: "количество графических образов 0", "содержит 11 дочерних элементов", "переход на следующий уровень", "IMG 0006" и т.п. Сканы листов дел, не самого высокого разрешения, без возможности средствами ресурса сохранить оффлайн, уляпаны водяными знаками, т.к.: "Воспроизведение (целиком или частями) любыми способами материалов сайта на веб-сайтах, в оффлайн-СМИ, в изданиях допускается только с письменного разрешения (в электронной или печатной форме) Службы поддержки портала «Архивы России» (через Обратную связь или support@archives.ru). Публикация образов архивных документов, экспонатов виртуальных выставок допускается только с письменного разрешения (в электронной или печатной форме) архивов и музеев, в которых они хранятся. Для заказа качественных копий архивных документов следует обращаться в соответствующий архив (адреса - см. Участники проекта)."...
В общем, сравнивая на примере этого проекта два подхода к сетевой публикации комплексов архивных документов, на ум приходит давняя отечественная поговорка: "Лечиться даром - даром лечиться":)