Почему мы не дождемся отмены транспортного налога

Jun 07, 2010 10:26


Запись опубликована Константин Лихачев. Please leave any comments there.

4 июня вполне ожидаемо Государственная дума легко и непринужденно отменила законопроект депутатов партии ЛДПР об отмене транспортного налога и замене его на акцизы на бензин. Почему ожидаемо? Давайте вспомним хронологию событий и разберемся вместе.

Хронология

Наиболее громко об отмене транспортного налога заговорили, наверно, после его повышения. Это тоже вполне объяснимо. Была некоторая психологическая планка, до которой большинство платило этот налог не особо задумываясь зачем он и куда тратится.

Но, жахнул кризис. Увольнения, снижение зарплат, рост цен на автомобили. Народ стал более трепетно относится к финансам. А тут - раз! - еще и транспортный налог увеличили!

Возник резонный вопрос: WTF?

Как известно транспортный налог относится к региональным налогам и согласно 56 статье Бюджетного кодекса, в размере 100% идёт в бюджет субъекта Федерации. И тратится совсем не на содержание дорог. Т.е. не совсем на содержание дорог.

Это есть первая несправедливость, которая больно ударила по умам автовладельцев.

Второе - метод взымания. Как всем известно, налог платится в зависимости от мощности транспортного средства (ТС). Т.е., к примеру, владелец Mitsubishi Lancer, используя ее круглый год платит 2450 рублей налога, а владелец турбированной Subaru Legacy, использующий ее несколько раз в год на соренованиях по дрифту - почти 40000.

Это вторая несправедливость.

В этот момент и родилось в умах понимание, что так не должно быть. Что это неправильно и нечестно. Что дачники, эсплуатирующие авто исключительно в садового-огородный сезон не должны платить столько же, сколько и офисный планктон, гоняющий авто круглый год.

Тогда и родилось сакраментальное: «Больше платить должен тот, кто больше ездит, а не у кого больше лошадей под капотом.».

А как это проконтролировать? По одометру при прохождении ТО? Но как известно, скрутить счетчик (причем не обязательно пробега) в России, где каждый второй - Кулибин, никогда не было проблемой.

А что еще связано с пробегом и без чего не обходится почти ни один автомобиль? Правильно - без топлива.

Впервые об отмене транспортного налога заговорили все те же ЛДПРовцы в ноябре 2009. Правда дальше обсуждение дело не пошло. Вторыми ударили депутаты из Волгограда, но профильный комитет Госдумы по налогам и сборам отверг и их предложение.

С этого момента эта идея и получила общественный резонанс. О ней заговорили все и везде: на митингах, в залах заседаний и на кухнях.

Вот ЛДПР и решила, что «попытка, не пытка» и «если не примут, так хоть попиаримся на халяву» и внесла новый законопроект. Который и отменили.

Еще немаловажный момент - заявление Путина о создании дорожных фондов.
Что происходит?

Вообще соврменная политика напоминает известную басню Крылова: Есть едросовский слон, у которого имеется четкое понимание куда, зачем и с какой скоростью он движется. Есть моськи, которые пытаются угадать намерения слона и помешать ему или, наоброт, помочь. Но слон клал на мосек и отшвыривает их хоботом налево и направо.

Поэтому мне видится два возможны пути развития событий, и у каждого пути своя причина отказа Госдумы от законопроекта ЛДПР.

Первая, оптимистично-утопическая: налог таки отменят, но сделают это с подачи и под руководством ЕР. Единоросы снова на коне и вообще молодцы, спасли народ от налогового ига :)

Вторая, пессимистично-реалистическая: налог не отменят (возможно понизят), акцизы на топливо повысят.
Почему транспортный налог не отменят?

Потому, что это слишком не реалистичный сценарий.

Во-первых, транспортный налог потеряется свою суть - сбор средств с автовладельцев. Ведь его теперь будут платить и владельцы мотоблоков, и различного бензоинструмента и домовладельцы, отапливающие жилище жидким топливом.

Во-вторых, такая отмена в конец прикончит провинциальные дороги. Ведь, если сейчас транспортный налог идет в бюджет региона, то акцизы собираются в федеральный буджет. И деньги на содержание и ремонт дорог надо будет выпрашивать у Москвы.

В-третьих, открывается широкое поле для обходных маневров. Достаточно зарегистрировать ИП и покупать бензин совсем без акцизов. Данную лазейку можно будет частично прикрыть, запретив ИП продавать топливо (как это сделали с алкоголем). Но предприимчивые особы не остановятся перед регистрацией ООО.

В-четвертых, положительные эмоции, связанные с отменой налога будут подавлены негативом от повышения цен на бензин, а вслед за ним и товары народного потребления, которые надо конечному потребителю как-то доставлять.

Тогда зачем шумиха? Все очень просто. Есть проблема, есть недовольство народа. Надо сделать вид ее ее решаешь. Причем необязательно в конце ее решить, достаточно создавать видимость бурной деятельности для успокоения народных масс.

Дальше. Есть некий вектор силы, некоторый заряд общественной энергии, который нужно на что-то потратить, иначе будет взрыв. Так почему бы не заставить работать его на себя.

Делаем вид, что собираемся отменить налог. Для этого надо повысить пошлины. Для контроля надо создать народные фонды. Позитифф. «Даа!» - ликует толпа и как паровоз разгоняется собственной энергией навстречу «светлому будущему».
А что произойдет на самом деле?

Создадут фонды - еще один чиновничий оплот. Еще один орган, который будет требовать денег на содержание, и в силу коррумпированности всего и вся в Росси будет неээфетивно расходовать «народные средства».

Повысят пошлины. «Ведь сначало надо поднять, а потом уже налог отменять» - скажут нам с экрана. И еще годик надо потерпеть, ведь создание дорожных фондов - вещь затратная.

А потом - просто «забудут» об отмене налога. Народ-то уже привык, уже терпит. А начнутся волнения - снизят чуть-чуть ставку. Но это для них не страшно, денежная-то труба уже в два раза толще…

Ну и самое главное - проблем с дорогами вся эта бурная деятельность никак не решает. Это всего лишь очередное перераспределение денег между чиновниками.

Общество

Previous post Next post
Up