ПРЕСС-РЕЛИЗ
ПРОДЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ. ЕСТЬ ПРОТИВОРЕЧИЯ.
Состоится ли присвоение властных полномочий или нет? «Круглый стол», прошедший 5 февраля 2014 года в Воронежском филиале МГЭИ, так и не дал однозначного ответа. Но, практически все согласились с наличием противоречий между нормами федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», связанных с возможностями продление полномочий депутатов муниципальных образований.
Соорганизаторами круглого стола «Продление полномочий депутатов Воронежской городской Думы. Есть ли правовые основания?» выступили ВФ МГЭИ (кафедра государственно-правовых дисциплин) и ВОПОО «Русские люди».
Закон о «местном самоуправлении», развивая статьи Конституции РФ, устанавливает своё верховенство в области вопросов местного самоуправления над другими федеральными законами и определяет невозможность продления полномочий для действующего состава депутатов, а также предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий муниципальных представительных органов, в том числе через процедуру самороспуска. Закон «о едином дне голосования» устанавливает возможность продления полномочий депутатов муниципальных представительных органов власти. Указанные положения законов противоречат друг другу.
«Мы считаем, существующее противоречие в законах имеет простое разрешение, так в Конституции и законе «о местном самоуправлении» определена независимость муниципалитетов, по полномочиях находящимся в их компетенции. Определение сроков полномочий, в рамках установленных границ федеральным законом, и наделение ими есть компетенция местного самоуправления. Противоречие некоторых норм закона «о едином дне голосования» закону «о местном самоуправлении» и Конституции РФ делают данные нормы ничтожными, а значит не подлежат исполнению. Нам представляется, было бы правильным в сложившейся ситуации депутатам Воронежской городской Думы, что не присваивать властные полномочия на дополнительный срок, принять решения о самороспуске в преддверии сентябрьских выборов 2014 года. Данным решением депутаты смогли бы продемонстрировать высокий уровень муниципальной правовой культуры и стать флагманом развития местного самоуправления не только в Воронежской области, но и в России. Мы намерены обратиться с данным предложением к депутатам Воронежской городской Думы. Я лично считаю, что такой поступок депутатов, именно поступок, послужил бы увеличению, в том числе и инвестиционной привлекательности Воронежа, как города с честной властью» - прокомментировал позицию ВОПОО «РУССКИЕ ЛЮДИ» Константин Квасов, председатель правления организации.
На «круглом столе» также были высказаны следующие позиции:
Депутат Воронежской городской Думы Андрей Померанцев поставил под сомнение в целом закон о «едином дне голосования».
Правозащитница Наталья Звягина затронула важность в принципе объяснения депутатами Думы своей позиции горожанам, как по поднятому вопросу на «круглом столе» так и другим.
Геннадий Шаталов, один из ведущих специалистов в сфере общественных связей, поставил вопрос о наличие проблемности между реальными и прописанными правами горожан.
Политолог Владимир Инютин коснулся темы политической целесообразности имеющихся норм и отметил, что на его взгляд позицию, которую сложно игнорировать - это определение предельного срока полномочий муниципальных депутатов.
Сергей Муштеко, представитель городского общественного совета поднял вопрос принципиального отношения к продлению полномочий, указав на то, что если продлить на 6 месяцев, то почему не смогут в следующий раз продлить на больший срок, если есть запрет, значит их невозможно продлить на любой срок.
Александр Баймурзаев, зампредседателя Молодёжного парламента Воронежской области предложил, как вариант разрешения правового противоречия законов, обратиться в Воронежскую областную Думу для дальнейшего обращения в ГД РФ с законодательной инициативой о внесении необходимых поправок в федеральные законы. Данную инициативу поддержал и Вячеслав Агапов, представитель администрации города и заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин МГЭИ Ангелина Кузубова.
Приводим нормы законов и устава Воронежа:
Нормы федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
Статья 5.
3. В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.
Статья 34.
3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Статья 35.
16. Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются: (см. текст в предыдущей редакции)
1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования.
Статья 40.
2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
4. Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.
Нормы федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:
Статья 10. Назначение выборов
3. Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных
пунктами 4 -
6 настоящей статьи.
Статья 81.1. О порядке применения
статьи 10 настоящего Федерального закона
(в ред. Федерального
закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)
(см. текст в предыдущей
редакции)
1. Если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо депутатов указанных органов истекает после 31 декабря 2012 года, следующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах.
(в ред. Федерального
закона от 05.04.2013 N 40-ФЗ)
(см. текст в предыдущей
редакции)
2. Сроки полномочий органов или депутатов, выборы которых в результате реализации
пункта 1 настоящей статьи перенесены на более поздний срок, соответственно продлеваются, а сроки полномочий органов или депутатов, выборы которых в результате реализации указанного пункта перенесены на более ранний срок, соответственно сокращаются.
Нормы Устава Воронежа.
Статья 28.
3. Городская Дума состоит из 36 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по двухмандатным округам сроком на 5 лет. Численность и срок полномочий городской Думы не могут быть изменены для городской Думы текущего созыва.
7. Деятельность городской Думы не может быть прекращена досрочно, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
За дополнительной информацией
можно обратиться по телефону 8 901 993-66-71
ПРЕСС-СЛУЖБА ВОПОО «РУССКИЕ ЛЮДИ»