Я фанат марчеллевской «Екатерины Ивановны» и «Без названия», но к стыду своему я совершенно не знакома с его работами в Омской драме. И вот я побывала на «Дачниках».
Спектакль в репертуаре уже добрый десяток лет, я помню, еще когда в школе училась, слышала, что «в драме в одном спектакле по сцене бегает голый мужик!». Вот так уж потрясение для Омска! Не в этом ли пикантном факте секрет долголетия «Дачников»?
Сразу скажу, что спектакль на меня большого впечатления не произвел, но был полезен для изучения режиссерского языка Марчелли. Такое ощущение, что 10 лет назад он расписывал ручку на «Дачниках», чтобы потом поставить «Без названия» и «Екатерину Ивановну» (особенно последнюю). Марчелли создает для нас тематическую подборку пьес про скучающую интеллигенцию где-то в поместьях на дачах летом. Под хрестоматийные тексты классиков он подкладывает визуальный эротический контекст, и в принципе, это ведь достаточно правдиво: взрослые люди, неудовлетворенные своей личной жизнью, скука, лето, свобода - ну что еще делать, как не сношаться бездумно с кем хочется и где хочется. Вот только эротизм этот в поздних работах и посмелее, и поизобретательнее, и куда глубже. Хотя, кончено не стоит сравнивать литературный материал Горького с Чеховым и уж тем более с глубокой пьесой Андреева. Все-таки Горький в некоторых моментах уж слишком назидательный тон принимает. А язык и манера Марчелли уж только не о морали и назиданиях.
Какие красивые актрисы у нас в драме! Ну что за чудо! Неужели все представительницы дачного общества должны быть такими красотками?)) Из мужских образов наиболее органичным показался (не удивляйтесь) Басов (В. Алексеев), какой-то он получился понятный и цельный. Варвара Михайловна (Е. Потапова) как центральный персонаж располагает к себе, но раскрывается она, как мне показалось, не до конца. Это, кстати, во многом «благодаря» марчеллевскому «смешному» финалу, когда выяснение отношений, предполагающееся драматургом, превращается в чтение реплик забавными «трагическими» интонациями… в «Дачниках» мне такой ход понравился, а вот в «Без названия», как мне помнится, гэговый последний акт изрядно подпортил впечатление.
Надо еще посмотреть «Вишневый сад» и «Зеленую зону», чтобы считать марчелли-квест выполненным)))