Проблемы с имиджем, или Граффити VS полиции
(отрывок из книги "Политика на стенах")
Достаточно часто встречающиеся граффити, очень близкие к политике, посвящены милиции/полиции. Их направленность однозначна. Только негатив в адрес силовых структур. Ни разу ни в одном городе и ни одной страны не приходилось сталкиваться с позитивными надписями в адрес правоохранителей. Ситуация легко объяснима. Сущностная протестность граффити и не предполагает восторженного отношения к тем, кто протесту противостоит с помощью силы. С трудом, но можно, конечно, представить себе виртуального обывателя, довольного работой полиции, который рисует на стене дома или на заборе слова: «Слава российской полиции!». Но еще проще представить, как его забирают в полицию именно за эту самую хвалебную надпись. Итак, в отличие от большинства политических/околополитических граффити содержание антиполицейских надписей, трафаретов и т.д. всегда однозначно. В нем нет подтекстов, оттенков, иных смыслов. Только негатив. И весьма жесткий. Единственный случай позитива, который мне известен, связан с «диалогом о полиции», т.е. на негативное высказывание поступил «отклик». В итоге Fuck The Police превратилось в Help The Police. Но и в этом случае первичным был именно негатив.
Пожалуй, самой распространенной аббревиатурой с международным распространением является A.C.A.B., что «расшифровывается» как all cops are bastards. В дословном переводе «все полицейские - ублюдки». Русский аналог: «менты - козлы», что тоже, хотя и реже, встречается на заборах и стенах.
Едва ли большинство сотрудников российской полиции знает о том, что значит АСАВ. Иначе срок жизни этих граффити был бы значительно короче. Для сравнения. Иные антиполицейские граффити, например, в Екатеринбурге «живут» неделю-две. Реже, дольше. Потом их ликвидируют, а АСАВ существует месяцами и годами. И тем не менее, российская ситуация с незнанием, скорее исключение. И постепенно сходит на нет, ибо разными путями, но просвещение в разных формах берет свое. На Западе популяризации аббревиатуры способствовали панки. В частности, группа The 4-Skins активно продвигала в самом начале своей карьеры песню с идентичным названием и соответствующим содержанием. В России распространяются майки с аббревиатурой и ее расшифровкой. Не очень давно снят и вышел в прокат фильм Стефано Соллима «A.C.A.B.: All Cops Are Bastards» (2012) и т.д.
На всякий случай распространители указанной аббревиатуры придумали альтернативные расшифровки. Мало ли в какую ситуацию «удастся» попасть? Например, All Cops Are Beautiful, т.е. «все полицейские - красавцы». Едва ли комплимент, но жесткость в основном уходит. Наконец, вариант «дешифровки», абсолютно оправдывающий распространителей АСАВ - Always Carry A Bible. Т.е. «Всегда носи с собой Библию».
С течением времени аббревиатура А.С.А.В. превратилась в акроним. В том числе в русском языке. И произносится не по буквам, а слитно, как АКАБ. Появилось и множественное число - акабы, т.е. негативно воспринимаемые полицейские.
Второе место по распространенности среди антиполицейских граффити вновь занимает англоязычное «Fuck The Police». Реже встречается соответствующая аббревиатура - FTP. Все остальные граффити («Смерть легавым от ножа», «Менты - сволочи» и т.п. ) попадаются, хотя и регулярно, но в единичных экземплярах, как «крик души» отдельного автора.
Наконец, помимо текстовых граффити, В Екатеринбурге зафиксировано несколько трафаретных изображений «человека в фуражке» на урнах для мусора, сопровождаемых текстовым «пояснением» «мусор». В данном случае реализовано смысловое тождество первичной лексемы (мусор) и возникшего на ее основе жаргонизма, используемого для обозначения сотрудников милиции/полиции. Проще говоря, «Мусор» на мусоре. Хотя могут быть и иные прочтения: «Место полицейским в мусоре», «Полицейских в мусор» и т.д. Вообще, трафаретных или рисованных, т.е. не текстовых, антиполицейских граффити не так много. И иногда они возникают в момент обострения противостояния «улицы» с «защитниками порядка». Для примера, граффити из Туниса «Cops=gay» с однозначным текстовым и визуальным содержанием, которое появилось на стенах в период жасминовой революции 2010-2011 гг. (фото сделано Е.Николаевой и публикуется с ее разрешения).
Если же говорить о наблюдаемых тенденциях, то количество антиполицейских граффити (прежде всего, АСАВ) в последние два-три года устойчиво растет. Можно предположить, что связано это, в том числе, с потерей значительной части остатков своего авторитета правоохранительными структурами. Во всяком случае, есть симптом, заслуживающий внимания.