Д ООС и Академия Зауми К.Кедров и С.Бирюков

Jun 05, 2009 10:23

Архив : №19. 15.05.2009
ЭТО БЫЛО В ТАМБОВЕ

Константин Кедров и Сергей Бирюков знакомы не менее двух десятков лет. Когда-то Бирюков вошёл в основанную Константином Кедровым поэтическую группу ДООС (Добровольное общество охраны стрекоз). Кедров же, в свою очередь, удачно вписался в созданную Бирюковым Академию Зауми. Сегодня два поэта пытаются понять, каковы перспективы постмодернизма.

Кон­стан­тин Ке­д­ров. Ну я-то знаю, что та­кое Ака­де­мия За­уми, а чи­та­те­ли, ве­ро­ят­но, ещё не все зна­ют, по­это­му сто­ит по­яс­нить. А кто луч­ше те­бя это мо­жет сде­лать!

Сер­гей Би­рю­ков. Это бы­ло в Там­бо­ве, са­мом зна­ме­ни­том го­ро­де рус­ской ли­те­ра­ту­ры. В 1981 го­ду я ор­га­ни­зо­вал сту­дию «Сло­во» при об­ла­ст­ном До­ме учи­те­ля, где со­бра­лись не­стан­дарт­ные и не­при­ка­ян­ные ли­те­ра­то­ры. В 1990 го­ду мы объ­я­ви­ли о со­зда­нии меж­ду­на­род­ной Ака­де­мии За­уми - не­за­ви­си­мо­го на­уч­но-твор­че­с­ко­го объ­е­ди­не­ния. В ака­де­мию тог­да во­шли круп­ней­шие рос­сий­ские ав­то­ры, дей­ст­ву­ю­щие на по­ле аван­гар­да, а так­же ис­сле­до­ва­те­ли, из­да­те­ли, а за­тем и пе­ре­вод­чи­ки на дру­гие язы­ки.


Константин Кедров
К.К. И ка­ко­вы бы­ли пер­вые дей­ст­вия, ко­то­рые за­ста­ви­ли го­во­рить об Ака­де­мии?

С.Б. Это бы­ла се­рия му­зы­каль­но-по­эти­че­с­ких пред­став­ле­ний «Из ис­то­рии рус­ско­го и ми­ро­во­го аван­гар­да», ко­то­рые я по­ста­вил со сту­дий­ца­ми в об­ла­ст­ной биб­ли­о­те­ке им. Пуш­ки­на. А уже в 93-м го­ду мы со­зре­ли до Меж­ду­на­род­ной на­уч­но-прак­ти­че­с­кой кон­фе­рен­ции «По­эти­ка рус­ско­го аван­гар­да», ко­то­рую мы про­ве­ли сов­ме­ст­но с ка­фе­д­рой рус­ско­го язы­ка тог­даш­не­го Там­бов­ско­го пе­дин­сти­ту­та. В кон­фе­рен­ции уча­ст­во­вал вы­да­ю­щий­ся фи­ло­лог-хлеб­ни­ко­вед Вик­тор Гри­го­рь­ев, спе­ци­а­лист по «Ли­а­но­зов­ской шко­ле» Вла­ди­слав Ку­ла­ков, ряд по­этов - яр­кая аван­гард­ная по­этес­са Ры Ни­ко­но­ва из Ей­ска, Алек­сандр Оче­ре­тян­ский, при­ехав­ший спе­ци­аль­но из Аме­ри­ки, толь­ко вхо­див­ший в из­ве­ст­ность Гер­ман Лу­ком­ни­ков.

К.К. А уже в сле­ду­ю­щем, 94-м го­ду вы­шла твоя кни­га «Зевгма. Рус­ская по­эзия от ма­нь­е­риз­ма до пост­мо­дер­низ­ма», ко­то­рая, как я по­ни­маю, ста­ла ре­зуль­та­том тво­их бо­лее чем де­ся­ти­лет­них изы­с­ка­ний и од­ним из пер­вых ре­аль­ных пло­дов Ака­де­мии За­уми. Я тог­да на­пе­ча­тал в «Из­ве­с­ти­ях» ста­тью под на­зва­ни­ем «Ни­кто не ве­рил, что это мо­жет быть на­пе­ча­та­но».

С.Б. Да-да! Я сам не очень ве­рил, что кни­га о рус­ской по­эзии за все че­ты­ре ве­ка её су­ще­ст­во­ва­ния, но в не­сколь­ко не­о­быч­ном ра­кур­се, смо­жет вый­ти. Но тут мне не­о­жи­дан­но по­вез­ло, ин­сти­тут «От­кры­тое об­ще­ст­во», па­тро­ни­ру­е­мый фон­дом Со­ро­са, объ­я­вил об­ще­рос­сий­ский кон­курс на ин­но­ва­ци­он­ные учеб­ные кни­ги, и моя кни­га во­шла в чис­ло по­бе­ди­те­лей. То есть по­бе­ди­те­лем ста­ла рус­ская по­эзия, ведь в кни­ге бы­ли пред­став­ле­ны та­кие по­эты, как Си­ме­он По­лоц­кий, Га­в­ри­ла Дер­жа­вин, Ве­ли­мир Хлеб­ни­ков, а так­же пле­я­да но­вей­ших по­этов, в то вре­мя ещё не так из­ве­ст­ных, но за­ме­ча­тель­ных. На­при­мер, Игорь Хо­лин, Ге­н­рих Сап­гир, Ген­на­дий Ай­ги, Ели­за­ве­та Мна­ца­ка­но­ва, Еле­на Ка­цю­ба...

К.К. Да, это был гран­ди­оз­ный про­рыв. Я сам, ког­да уви­дел там свои тек­с­ты, был оше­лом­лён. И кни­га ведь сра­зу по­ш­ла в шко­лы и ву­зы, рас­про­ст­ра­ня­лась она бес­плат­но. Ты по­пал в са­мую точ­ку, толь­ко на­ча­ли ак­ти­ви­зи­ро­вать­ся раз­лич­ные фор­мы по­эзии, по­яви­лись пуб­ли­ка­ции ана­грамм, па­лин­д­ро­ми­че­с­кой по­эзии, - и сра­зу вы­шла кни­га, где бы­ла па­но­ра­ма по­эти­че­с­ких форм.


Сергей БИРЮКОВ
С.Б. Ну да, мы же долж­ны бы­ли под­дер­жи­вать ста­тус Ака­де­мии За­уми! То есть, по Хлеб­ни­ко­ву, - сверх­Ума! И са­мо по­ни­ма­ние зна­че­ния ака­де­мии на­до бы­ло ре­а­ни­ми­ро­вать. Ибо ака­де­мия - это не по­след­няя ин­стан­ция в на­уч­ном дви­же­нии, а пер­вая, пе­ре­до­вая, она ве­дёт раз­вед­ку и про­кла­ды­ва­ет пу­ти, а за ней дви­жут­ся уни­вер­си­те­ты и дру­гие об­ра­зо­ва­тель­ные струк­ту­ры.

К.К. Боль­шин­ст­во имён я знаю, не­ко­то­рые пе­ча­та­лись у нас в «Жур­на­ле По­этов», дру­гие зна­ко­мы по пуб­ли­ка­ци­ям в «Де­тях Ра», «Фу­ту­ру­ме». Ну а Ев­ге­ний Сте­па­нов - вы­да­ю­щий­ся из­да­тель жур­на­лов но­во­го ти­па - во­об­ще сверх­из­ве­с­тен!

С.Б. Да, Ев­ге­ний у нас в сту­дии был с 17 лет, и сей­час это один из круп­ней­ших про­мо­уте­ров по­эзии и сам яр­кий ав­тор и ис­сле­до­ва­тель - за­щи­тил кан­ди­дат­скую, ра­бо­та­ет над док­тор­ской.

К.К. Это, кста­ти, ка­жет­ся, не­кая тра­ди­ция в Ака­де­мии За­уми, я знаю, что не­сколь­ко че­ло­век уже об­за­ве­лись сте­пе­ня­ми, в том чис­ле да­же та­кой анар­хи­ст­ву­ю­щий ав­тор, как Алек­сей Ше­пе­лёв...

С.Б. Ну ака­де­мия же, по­ло­же­ние обя­зы­ва­ет!.. Дей­ст­ви­тель­но, Алё­ша Ше­пе­лёв, ав­тор весь­ма рез­ких сти­хов и на­шу­мев­ше­го ро­ма­на «Eho», за­щи­тил не­про­стую дис­сер­та­цию о ним­фо­ма­нии в про­из­ве­де­ни­ях До­сто­ев­ско­го и На­бо­ко­ва. Дис­сер­та­ция Ле­ны Ча­сов­ских по­свя­ще­на твор­че­ст­ву Да­ни­и­ла Ан­д­ре­е­ва. Ле­на Бо­ро­да за­ни­ма­ет­ся фан­та­с­ти­че­с­кой ли­те­ра­ту­рой, в осо­бен­но­с­ти Стру­гац­ки­ми. То есть спектр ин­те­ре­сов до­воль­но ши­ро­кий.

К.К. Но мы слиш­ком со­сре­до­то­чи­лись на Там­бо­ве. Ака­де­мия, меж­ду про­чим, меж­ду­на­род­ная, а сам ты сей­час по боль­шей ча­с­ти в Гер­ма­нии, в уни­вер­си­те­те. Как Гер­ма­ния под­да­ёт­ся оза­ум­ли­ва­нию?

С.Б. К изум­ле­нию, всё-та­ки под­да­ёт­ся. При не­ко­то­ром мо­ём уча­с­тии там то­же за­щи­ще­ны дис­сер­та­ции, при­чём уже на­пря­мую свя­зан­ные с аван­гар­дом. Со­вер­шен­но за­ме­ча­тель­ную дис­сер­та­цию на­пи­са­ла Эн­ри­ка Шмидт об ин­тер­ме­ди­аль­но­с­ти в рус­ской по­эзии. Сю­жет был до­ста­точ­но фан­та­с­ти­че­с­кий. Она про­чи­та­ла «Зевгму», на­шла мой те­ле­фон и по­зво­ни­ла мне тог­да ещё в Там­бов, по­про­си­ла раз­ре­ше­ния при­ехать. Мы об­ща­лись по­том не­сколь­ко лет, в ре­зуль­та­те по­яви­лась не толь­ко дис­сер­та­ция, а так­же пе­ре­вод кни­ги сти­хов рус­ской за­ум­ни­цы 20-х го­дов Ни­ны Обо­лен­ской-Ха­би­ас, два го­да на­зад кни­га вы­шла на двух язы­ках в Лейп­ци­ге с мо­им пре­дис­ло­ви­ем. За­тем я кон­суль­ти­ро­вал ещё од­но­го док­то­ран­та, То­ма­са Кай­та, ко­то­рый за­ни­мал­ся срав­ни­тель­ным ана­ли­зом рус­ско­го и не­мец­ко­го аван­гар­да. Мой сту­дент по уни­вер­си­те­ту в го­ро­де Гал­ле Бер­на­хард За­мес на­столь­ко вдох­но­вил­ся иде­я­ми AЗ, что спе­ци­аль­но ез­дил в Там­бов, встре­чал­ся со сту­дий­ца­ми и на­пи­сал пер­вую в ми­ре книж­ку об Ака­де­мии За­уми, она вы­шла в 2004 го­ду в Гам­бур­ге.

К.К. Ну Берн­хар­да мы зна­ем, он у нас бы­вал до­ма не раз, мы пе­ча­та­ли его пе­ре­во­ды, а так­же сти­хи его же­ны - рус­ской по­этес­сы Еле­ны Са­зи­ной, ко­то­рая то­же ведь вхо­дит в AЗ.

С.Б. Да, Ле­на поч­ти моя зем­ляч­ка, она из Во­ро­не­жа. Бы­ло при­ят­но встре­тить её на пе­ре­крё­ст­ках Ев­ро­пы.

К.К. И об­ра­тить в за­умие...

С.Б. Она бы­ла к это­му го­то­ва. То есть уже пи­са­ла что-то близ­кое, ис­поль­зуя наш чер­но­зем­ный фоль­к­лор. Ну и Берн­хард уже у ме­ня за­ни­мал­ся. В об­щем, они ув­лек­лись твор­че­ст­вом АЗа, ДО­ОСа.

К.К. Ну а по­том мы за­те­я­ли рус­ско-не­мец­кую ан­то­ло­гию со­вре­мен­ной по­эзии, в ко­то­рой твои по­до­печ­ные сы­г­ра­ли вид­ную роль.

С.Б. Да-да, стран­ным об­ра­зом на сче­ту у са­мой от­вяз­ной и бес­хоз­ной ака­де­мии в ми­ре не­ма­ло прак­ти­че­с­ких дел. В том чис­ле эта ан­то­ло­гия «Ди­а­па­зон», в ко­то­рой как раз Ле­на и Берн­хард сде­ла­ли льви­ную до­лю пе­ре­во­дов в обе сто­ро­ны.

К.К. Бе­зус­лов­но, ан­то­ло­гия край­не не­о­быч­ная, и не­слу­чай­но она вы­зва­ла та­кое ак­тив­ное об­суж­де­ние в рос­сий­ской ли­те­ра­тур­ной прес­се. Рас­ска­жи хо­тя бы в об­щем о дру­гих «прак­ти­че­с­ких дей­ст­ви­ях».

С.Б. В Там­бо­ве это бы­ла се­рия на­уч­но-прак­ти­че­с­ких кон­фе­рен­ций-фе­с­ти­ва­лей с вы­пу­с­ком сбор­ни­ков тру­дов. В Моск­ве AЗ вы­сту­пи­ла со­ор­га­ни­за­то­ром круп­ней­шей кон­фе­рен­ции-фе­с­ти­ва­ля в Ин­сти­ту­те рус­ско­го язы­ка Ака­де­мии на­ук в 2003 го­ду. У нас тес­ный кон­такт с этим ин­сти­ту­том, как ты зна­ешь, и я рад, что ДО­ОС при­ни­мал в этой ак­ции ак­тив­ное уча­с­тие.

К.К. Од­но из прак­ти­че­с­ких дей­ст­вий ты не упо­мя­нул. Это Меж­ду­на­род­ная От­ме­ти­на име­ни «от­ца рус­ско­го фу­ту­риз­ма» Да­ви­да Бур­лю­ка, ко­то­рая уч­реж­де­на в том же 1990 го­ду. И сей­час ока­за­лось, что она вхо­дит в спи­сок пре­стиж­ных меж­ду­на­род­ных лит­пре­мий ми­ра! Я, на­при­мер, гор­жусь, что От­ме­ти­ной уже дав­но от­ме­чен.

С.Б. Этот спи­сок мне не так дав­но по­ка­за­ли. Он от­кры­ва­ет­ся но­бе­лев­кой и за­кры­ва­ет­ся бур­лю­ков­кой. Хо­тя, ра­зу­ме­ет­ся, на­ша От­ме­ти­на рас­кру­че­на не так силь­но, как но­бе­лев­ка, и к то­му же не име­ет де­неж­но­го под­креп­ле­ния. Но я знаю аб­со­лют­но точ­но, что От­ме­ти­на в ря­де слу­ча­ев ока­за­лась под­держ­кой для рос­сий­ских ав­то­ров и зна­ком бла­го­дар­но­с­ти для за­ру­беж­ных ис­сле­до­ва­те­лей и пе­ре­вод­чи­ков.

бирюков, доос, бурлюк, кедров

Previous post Next post
Up