Космический Кедров

Dec 14, 2012 13:56


Перейти к основному содержанию














Космический Кедров







17 октября в Калининградской художественной галерее в рамках Дней литературы в Калининградской области состоялась творческая встреча с поэтом, философом, литературным критиком, основателем литературной группы «ДООС» - «Добровольного общества охраны стрекоз», автором термина «метаметафора» и создателем теории «метакода» Константином Кедровым.

- Константин Александрович, добрый день! Спасибо вам за замечательную встречу, которая прошла в Калининградской художественной галерее и за то, что согласились побеседовать с нами сегодня.

- Добрый день! Я очень рад приезду в Калининград, на землю Канта, да еще и в такую прекрасную пору года - золотую осень.

- Константин Александрович, вы родились в семье театралов (папа - режиссер, мама - актриса). Такое окружение оказало влияние на ваше мировоззрение, на формирование вас, как поэта?

- Безусловно. Одно из ярких моих детских воспоминаний - я играю гнома. Мое детство, конечно же, прошло за кулисами, как и у большинства актерских детей. И с тех пор театр стал неотъемлемой частью моей жизни. Особенно «Таганка». Наш с Любимовым «Сократ/Оракул» - исповедь о жизни. Вообще, поэзия для голоса - это особый жанр, в котором мне удалось себя попробовать.

- А живопись? Здесь у вас какие предпочтения: классика или что-то сюрреалистическое, в духе работ вашего деда (известного художника Павла Челищева - прим. Т. В.)?

- Однозначно не классика. Нет, я могу посмотреть, могу оценить, но вот от работ Малевича или Пикассо, или Кандинского меня трактором не оттащишь, от классики такого эффекта нет. Мне очень нравится абстрактное искусство.

- Когда-то в одном журнале я читала интервью с современной актрисой Ренатой Литвиновой, в котором она, говоря о творчестве, отметила: «Не думаю, что человек что-то придумывает. Есть талант пользоваться неким банком информации, которую ты имеешь «несчастье» считывать». Согласны ли вы с этим?

- Да, талант - это, безусловно, некий дар свыше. Но для меня этот дар - счастье. Это ни с чем не сравнимое удовольствие - открывать что-то новое. Я считаю что поэзия - это и есть рай на земле.

- А как вы считаете, для современного общества, для молодежи поэзия и литература имеет большое значение или сейчас она уже мало кому интересна?

- Литература всегда имела для человека огромное значение. Наше время не исключение, а все разговоры о том, что сейчас это никому не нужно -  политические игры. Человек просто не смог бы жить без литературы, ведь это колоссальная духовная база. А для России, с ее особенной историей, особенным духом, это вообще нечто сродни воздуха.

- Давайте поговорим о вашем творчестве, о вашей теории «Поэтического космоса». Если простым языком объяснить - что же такое «метаметафора»?

- Наше мироздание образовалось 13,5 млрд лет назад. Оно имеет четкие пространственные и временные границы, которые охвачены взором современной космонавтики, но не охвачены взором человека. В какой-то определенный момент он перестал чувствовать это космическое пространство. Если земное пространство - природу, человек еще все-таки чувствует - ходит в лес, на рыбалку, радуется солнцу, золотой осени, то космическое чувство человек утратил. А оно очень важно, ведь это тело погибнет, а космическое - останется. Заметьте, я не говорю сейчас про дух - это разные вещи, я говорю об ощущении человеком своего космического тела, всего мироздания, как своего - это и есть метаметафора. Ну, например: «Человек - это изнанка неба, небо - это изнанка человека» - мне легче себя цитировать, потому что это мое восприятие.

- То есть метаметафора - это то, как человек себя представляет?

- Я бы сказал, не представляет, а чувствует. Но дело в том, что у человека, в отличие от других существ, ощущение связано с мозгом. Как сказал Пикассо: «Я пишу не глазами, я мозгом пишу». Да, у человека мозг участвует в процессе ощущения. Хотя Эйнштейн однажды сказал: «Я не понимаю, зачем творец дал два мозга человеку, зачем такое расточительство, если большинство все равно пользуется одним - спинным».

Метаметафора - это явление второй половины XX века. Но она была и у полузапрещенного Хлебникова, открывшего «новые миры». Те вещи, о которых я говорю, он в свое время зафиксировал очень четко: «Мы полетим в мироздание, не сходя со стульев». У Маяковского несколько иначе сформулировано: «Эй вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду! Глухо. Вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо». Это еще не метаметафора. Метаметафора появилась, как я считаю, с начала 60-х годов, хотя само слово я придумал только в 1983 году, а в 1984 опубликовал статью, где написал: «Привыкайте к метаметафоре, она безгранично расширит ваше зрение, ваш слух, ваше чувство». С тех пор как я это написал, прошло уже около 30 лет, но… до сих пор не привыкли. Наша критика просто не готова к этому. Я бы вообще упразднил профессию критика, не понимаю, зачем нужны критики. Если произведение хорошее - его надо хвалить, если произведение плохое - да пропади оно пропадом, зачем же делать ему рекламу, кричать: «Посмотрите, какое плохое произведение!» Я этого не понимаю. Это никому не нужная профессия. Да еще и с глупейшей традицией, унаследованной от Белинского, хотя к самому Белинскому я хорошо отношусь, но все же эта нелепая традиция, что критик учит писателя, идет именно от него. Да кто вы такие господа? Вы что, написали «Героя нашего времени» или «Евгения Онегина»? Поэт поэту по-дружески может что-то сказать - имеет право. Толстой с Тургеневым и Достоевским могут переругиваться - они творцы. А кто такие критики? Человек не может четверостишие сочинить, а рассуждает, как надо писать. Но и у нас, и на западе это доминирующая профессия.

- Константин Александрович, расскажите еще об одном введенном вами термине  - метакоде?

- В каждом из нас есть генетический код, общий для всего живого. Все люди разные, но код у нас един. Общий для всех и культурный код, сводящий все культурное наследие в единую систему, которую мы воспринимаем, как литературу, как религию, как мифологию. Самый яркий пример - это такие своды, как Библия, Махабхарата, Бхагавадгита, Упанишады. Практически каждый так называемый мировой эпос - это и есть метакод - перекодированные в слова знания об общем мироздании, где живое и неживое, космос и человек являются одним целым.

Вся жизнь человека - это что такое? Прочтение своего генетического кода. Я когда-то написал: «Свой генетический код я прочел до и от», но это, конечно, не совсем правда, потому что я еще жив (улыбается). А метакод - это духовная жизнь человека. Метакод вечен, так как он не просто читается, он творится, так же как и мы не просто читаем свой генетический код, мы живем.

Метакод выражен в структуре звездного неба, в перемещении созвездий. Я написал об этом книгу, она называется «Поэтический космос». В ней я рассказал о том, что мне удалось расшифровать. Например, движение звездного неба у Толстого, у Достоевского, у Пушкина, не говоря уже о древних мифических текстах, которые мы почему-то называем сказками. Это довольно смешно, ведь это настоящие жреческие творения, созданные великими умами.

У метакода всех народов есть Космический человек: у нас - это Адам Кадмон, «Голубиную книгу» читайте, Пуруша - у индусов, Веракочи - у американцев.

- То есть человек действительно - свернутый свиток неба?

- Совершенно верно. Это и есть метакод. Иногда его называют тайными эзотерическими знаниями, но на самом деле ничего эзотерического здесь нет. Эти знания тайные только для тех, кто этим не интересуется, для тех, кто хочет знать, они никакой тайны составлять не будут. Другое дело, что они не даются от природы, от рождения, это все надо познавать, стремиться к познанию.

Мы с вами находимся на земле Канта, который сказал две вещи: «Наполняет душу мою изумлением звездное небо над моей головой» и «Категорический императив во мне» - это то самое. Это бывает у всех, но не для всех становится главным. Тютчев, например, однажды написал: «Час тоски невыразимой!.. Все во мне, и я во всем!..». Есенин тоже взял и написал гениальную метакодовую статью «Ключи Марии» в 1919 году.

- Константин Александрович, вот вы говорите «взял и написал», значит, если говорить о метаметафоре, существует какой-то механизм ее рождения?

- Нет. Механизма нет, и никаких инструкций тоже нет. Если этого нет, то этого и не придумаешь.

- Спасибо вам за увлекательную беседу, было очень интересно, обязательно дочитаю «Поэтический космос» до конца.

- Спасибо и вам. До встречи.

Беседовала Татьяна Воеводина

Сегодня в галерее

«Креативные женщины»

30.11.2012 - 17:00



Выставка изобретений современных женщин из собрания Национального музея технологии и науки в Стокгольме.

«Море. Солнце. Крым»

29.11.2012 - 17:00



Выставка из собрания Ярославского областного художественного музея.

декабря


пвсчпсв
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31




Карта сайта О сайте






космос, человек, метакод, метаметафора

Previous post Next post
Up