Третий Рим стал вторым Стамбулом

Jun 24, 2012 12:16

Третий Рим стал вторым Стамбулом
Воскресенье, 24 Июня 2012 г. 12:14 (ссылка) редактировать + в цитатник
Зачем человеку нужна история? И нужна ли она ему? Потребность опереться на пустоту прошедших времен есть у каждого мыслящего существа. И есть почти инстинктивное желание заполнить, заселить эту пустоту какими-то существами, желательно себе подобными. Византия для русских то же самое, что индейская культура для коренных американцев. С той только разницей, что для американца возвращение к корням - это отказ от достижений цивилизации и переселение в вигвам. А для русского вернуться значит подняться на очень высокую степень. Потому что Византия по многим параметрам в чем-то даже выше, чем наше государственное и духовное миростроение. Почему же Византия подпала под власть Оттоманской Турции, а Русь выстояла?
Причина тому - слишком высокий уровень организации, присущий этой империи. Чем тоньше структура, тем легче ее изнутри разрушить или основательно повредить. Да и не турки, а крестовые походы разрушили Константинополь. Самые ценные, самые прекрасные украшения Венеции вывезены крестоносцами из Царьграда. А вывозить было что. Вот жаль только, что не уцелели механические львы, издававшие рев у императорского трона. Львы ревели, а император, неподвижно сидя на троне, медленно, плавно поднимался ввысь к самому потолку. Казалось бы, вот оно, самодержавие. Но ничего подобного. Ни один из императоров Византии самодержцем не был. Все они стремились опираться на право. Да, эти права были весьма далеки от нынешних представлений о справедливости, но все властители Византии свято чтили закон. Нарушали, но чтили.
Наши киевские князья, начиная от святого равноапостольного Владимира, во всем подражали византийским правителям. Автор «Русской правды» Владимир Мономах считал себя прямым правопреемником династии императора Мономаха, а его юридический труд и сегодня не утратил своей актуальности. Читая «Русскую правду», с горечью сознаешь, что правосознание киевского князя и византийских императоров было намного выше правосознания всех русских императоров и генсеков. К сожалению, в Московской Руси возобладало не византийское право, а золотоордынское самодержавие. Или, проще говоря, самодурство. Сегодня в любом правителе России Чингисхан борется с Мономахом. И побеждает, как правило, Чингисхан.
Подобная борьба была и в душах византийских властителей. В них турецкий султан боролся с императором Августом, и нередко побеждал султан. И все-таки свод законов императора Юстиниана поражает своей глубиной, гуманностью и опять же актуальностью даже в наше время. Парадокс, но мы провозгласили себя Третьим Римом, полностью отказавшись от римского права и погрузившись в дебри самодержавного произвола Ивана Грозного.
Византийская империя рассыпалась, когда в умах и сердцах ее властителей восторжествовал султанат. Она стала неотличима от Турции по методам правления и поэтому слилась с ней.
На воротах Царьграда красовалась надпись: «Русских воров не пускать». И не пустили. Когда князь Святослав с оселедцем на голове и рубиновой серьгой в ухе устремился на Царьград, его войско было разбито наголову. В другой раз осажденный Константинополь был спасен от нашествия русского воинства самой Богородицей, простершей над городом омофор. Этот праздник и мы празднуем. Он называется Покров. Празднуем спасение Царьграда от самих себя. Таковы парадоксы истории.
Первые в истории огнеметы из нефти, «греческий огонь», византийцы применили опять же против русских лодий и сожгли их дотла.
Отношения Киевской Руси с Византией очень напоминают нынешние отношения России и США. Дружба - соперничество, дружба - вражда. Иногда вынужденное партнерство в борьбе с печенегами.
Забавно, что в годы советской империи о Византии почти забыли. Православная империя, подарившая нам свою религию, не вписывалась в атеистические святцы. В учебниках Византия представлена, как загнивающая, рабская, отсталая. Загнивала она тысячу с лишним лет. Гитлер только мечтал о тысячелетнем рейхе.
У русских императоров была навязчивая идея отвоевать у турок Константинополь. В 19-м веке она едва не сбылась. Мы уже захватили Андрианополь, но тут на помощь туркам подоспели французы. В результате мы потеряли Севастополь, правда, тогда ненадолго. Сейчас колесо истории снова отдалило нас от Стамбула (Константинополя). Зато на духовном уровне мы опять приблизились к Византии, снова провозгласив православие госрелигией. Неисповедимы пути Господни.
Чаадаев сокрушался, что мы прияли христианство не в римско-католическом, а в отсталом византийско-православном варианте. В результате оказались в духовной изоляции от просвещенной Европы. Петр I всерьез подумывал, не принять ли протестантство, а большевики рассматривали проект о переходе на латинский алфавит. Если бы проект осуществился, мы приблизились бы к Византии, где высокая литература и философия существовали на изящной латыни.
Провозгласили себя Третьим Римом, а превращаемся во второй Стамбул.

москва, рим

Previous post Next post
Up