на телеканале "культура" фильм о Челищеве
RIBAS VICTOR
Ночью - в 24-30 - премьера фильма о Павле Челищеве.
Кадр из фильма
Последний в 20 веке художник-новатор, первооткрыватель новой перспективы "во-внутрь человека", - таким открылся мне Павел Челищев во время работы над фильмом Нины Зарецкой и Константина Кедрова "Нечетнокрылый Ангел". Художник, чьи визуальные идеи мощнейшим резонансом отозвавались в искусстве многих известнейших мастеров двадцатого века. Увидев работы Челищева, я понял, откуда появилось непрописаное лицо Гертруды Стайн работы Пикассо, сюрреалистические фантазии Дали и так перечислять можно дальше. Мне запомнилась работа над фильмом, как каждодневное узнавание заново ранее мною знаемого, но с пониманием того, как и почему это сделал Челищев. Фильм делался мистически трудно (...), мне нравится больше самый первый вариант, сделанный непосредственно при моем участии, - там было много визуальной поэзии. Постановочная работа оператора Вадима Горбатского удивляла точностью - теперь уже так не снимают, режиссура документалиста Ирины Бесарабовой радовала мягким монтажом. Теперь же много популярного текста за кадром, прочитанного суровым диктором, жаль что старый вариант не сохранился.
Но остались полностью сцены балета "ОДА", восстановленного с помощью А.Шумова труппой "Кремлевкий балет" по сохранившимся эскизам Челищева. Весь фильм перемежается сценами балета и поэтическими вставками, в которых Константин Кедров, потомок Челищева, читает свои стихи, связанные с картинами деда.
Потомок Павла Челищева - поэт Константин Кедров
Из энциклопедии WIKIPEDIA:
"Главную партию исполнял Сергей Лифарь. Открытие Челищева высоко оценили Гертруда Стайн и поэтесса Эдит Ситуэлл. Пресса и критика отнеслась к сценическому прозрению скептически."
http://ru.wikipedia.org/wiki/Челищев%2C_Павел
Фрагмент из балета "Ода"
Александр Шумов, историк искусства, сделал многое для повторного открытия Челищева в России, выпустил книгу "Рай Павла Челищева", подготовив выставку его работ для музея Личных Коллекций ГМИ, но получив при этом встречное продложение самому проспонсировать эту выставку... Несмотря на роль Шумова в современном открытии Челищева, в фильме ему отведено не так много времени, Нью-Йоркское интервью (из-за сильного ветра на Гудзоне) не включено, а там было много о том, как художник попал в Америку, как она его встретила.
Из анонса книги Шумова "Рай Павла Челищева"
"Потомок помещика дворянина из родовитого семейства, лишенного имущества, выставленного с насиженных мест, после многовековой службы на благо государства, отдавшего кров и работу многим поколениям предшественников. Белогвардеец, гомосексуалист. Житель Турции, Болгарии, Германии, Франции. Художник, которого высоко ценили Елена Рубинштейн и Энди Уорхол. График, живописец, сценограф, работавший с Сергеем Дягилевым и Джорджем Баланчиным... Учившийся у Адольфа Мильмана и Александры Экстер в Киеве. Индивидуалист, коллега Василия Чекрыгина, Сергея Юткевича, Соломона Никритина, Климента Редько - в самом начале творческого пути, Курта Селигмана, Роберта Матты, Сальвадора Дали -на позднем этапе.
При том, что Челищев не включен в официальные святцы самопровозглашенным лидером сюрреалистов Андре Бретоном. В конце двадцатых в Европе и США сложилась группа так называемых «неоромантиков» - живописцев фигуративистов ищущих пути современной выразительности параллельно немецкому движению «новой вещественности». О чем Челищев также не очень любил вспоминать, вероятно, в том числе из-за личных пристрастий, конфликта, произошедшего из-за любовника в парижском доме американской литераторши Гертруды Стайн, выставившей за порог рьяно опекаемого по-началу, но не умеющего сдерживать эмоции драчуна."
http://www.nesterova.ru/apif/shumov_pressr.shtml
А Стайн все-таки написала самое замечательное произведение американской поэзии "О, роза, ты роза, ты роза". Этот шедевр минимализма появился под впечатлением созерцания написанной в вызывающе розовых тонах картины Челищева "Корзинка с клубникой". Кстати, полотно совсем недавно попало к одной собирательнице в России.
Коварная же Гертруда усаживала напротив челищевской картины Пикассо. Специально, чтобы провоцировать приступы ярости. Подобным образом она выражала протест против повышения цен на художественную продукцию родоначальника кубизма. Очень ценил Челищева Энди Уорхол, но это уже позже. Родоначальник поп-арта хранил у себя довольно большую работу с мальчиками конца двадцатых годов, созданную с применением песка и кофе."
Фильм затрагивает и весьма потаенную часть арт-бизнеса, связанную с коллекционированием. Авторы добились особого доверия неприступных американских коллекционеров, сделавших себе небольшой капитальчик на скачке цен, произошедшем из-за второго открытия Челищева.
Фотошоты из фильма производства Арт Медиа Центра "TV Галерея", для телеканала "КУЛЬТУРА", операторы: Вадим Горбатский, Юрий Костовецкий, Марк Челищев