Гамма тел Гамлета Константина Кедрова

Oct 05, 2011 01:57


Гамлет Hamlet Constantine Cedar

Кедров-Челищев
             Монхбат Инга (Научный руководитель Алексей Викторович Татаринов)
                Гамлет Константина Кедрова

«Поэзия - райское состояние души, запечатленное в словах и звуках. Четыре формообразующих элемента поэзии - музыка, ритм, рифма, метафора… …только метафора новая, созданная поэтом, может стать поэтическим образом. Она-то и названа мною метаметафорой. Новизна образа - важнейший признак поэзии. Поэзия - словесный рай на земле и при жизни. Высшая награда поэту - сама поэзия», - пишет Константин Кедров, современный поэт, филолог и философ, в «Энциклопедии метаметафоры»[9].
Кедров - создатель термина метаметафора (1983 год)[8], которая, словами поэта, есть «зрение человека вселенной». Пример чистой метаметафоры - поэма «Компьютер любви», она же - программное произведение поэта:
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ЗАПОЛНЯЮТ ЗВЕЗДЫ
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ЗВЕЗДАМИ ЗАПОЛНЯЮТ ЛЮДИ

ЛЮБОВЬ - ЭТО СКОРОСТЬ СВЕТА
ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ РАССТОЯНИЮ МЕЖДУ НАМИ
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ НАМИ
ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ СКОРОСТИ СВЕТА -
ЭТО ЛЮБОВЬ
                             (Компьютер любви, 1983) [7]
Со страниц произведений Кедрова нам открывается абсолютно новый мир, где всё не просто едино, а одно вытекает из другого и так до бесконечности. Из всех архетипов К.Кедров признает лишь один, именуя его «архетипом архетипов» [9] - это крест. В его творчестве он всюду: в образах и стрекозы, и Христа, и, конечно же, самого креста, и греческой буквы «Х» (икс), и кириллической «Х» (херъ), и, что интересно, в образе Гамлета. Как Христа, так и Шекспира К.Кедров называет великими метаметафористами.
Гамлет - герой шекспировской трагедии, прочно вошедший в мировую литературу, постепенно стал образом архетипичным. К.Кедров предлагает собственную интерпретацию известного персонажа, выводя читателя на новый уровень восприятия и осмысления текста - уровень метаметафоры.
«Гамма тел Гамлета, или Новый Гамлет» [4] - произведение с таким названием не может не заинтриговать. Но что мы видим с первой строки? Отсутствие традиционной рифмы, знаков препинания, странный ритм произведения, сложности возникают и с определением жанра. Автор в «Энциклопедии метаметафоры» пишет, что «Гамма тел Гамлета» - это мистерия [9]; в ней мы можем найти не просто реминисценции, но само произведение У.Шекспира, при этом главным оружием Кедрова становятся палиндромы, анаграммы и, безусловно, метаметафоры.
флейта уплывающая по воде
флейта тонущая в ручье
флейта погребаемая Гамлетом и Лаэртом

- Кого хороните?
- Флейту!
- во флейте опытный читатель сразу узнает Офелию, дочь Полония, но что или кого читатель должен увидеть сквозь ткань всего произведения? Кедрова трудно читать: его подход к жизни столь же необычен, сколь нетипична его поэзия.
Мистерия Кедрова начинается словами:
Шекспир обезврежен в радиусе рапиры
воткнутой наугад через занавеску смысла
Далее описывается поединок между Гамлетом и Лаэртом, то есть автор начинает трагедию с финальной сцены, желая продолжить её, но, дочитав произведение, понимаешь, что это не продолжение, а скорее расшифровка, «обезвреживание» Шекспира Кедровым. 
В оригинале со смертью Гамлета «приходит тишина» («Дальше - тишина» [10, 223])в «Новом Гамлете» тоже тишина, но не пугающая, ведь она - музыка: «Гамма тел Гамлета - это тишина клавиш», переложенная на ноты:
Шин Шта Шин
Шта Шин Шта
Музыка, которая есть тишина, и  тишина, которая есть музыка, - процесс, происходящий  на глазах читателя, - есть метаметафора в движении. 
        В трагедии Шекспира герой предлагает Гильденстерну сыграть на дудке, метафорически тем самым намекая на самого себя, и заключает: «Назовите меня каким угодно инструментом - вы хоть и можете меня терзать, но играть на мне не можете». [10,174] Кедров же пишет:
Флейта играла роль Гамлета
и умирала в финале на верхнем фа
Появляется образ флейты, указаны даже ноты её клавиатуры, но всё-таки она умирает вместе со своим героем, уступая также музыке тишины. Но возникает сомнение:
То ли Гамлет играет флейтой
то ли флейта играет Гамлетом
Гамлет лей флей-
ту
be
or
not
to
быть
или
не
бе
-  обратите внимание, что эти строки складываются в форме буквы «Г», что немаловажно в лирике поэта, так как графически передается не меньше смысла, чем метафорически.
Повествование Кедрова похоже на бессмысленный поток слов, букв и графических знаков, но мнение это ошибочно и поверхностно. Способ передачи мысли относит нас к поэзии футуристов, в чем, несомненно, выражено стремление поэта создать новый язык, вывести нас на иной этап смыслового пространства уже известного произведения, желание не только по-новому преподнести «Гамлета», но и открыть недосказанное. Дискретность же повествования в мистерии говорит о том, что всё происходящее осуществляется не в линейном времени, а происходит параллельно. Здесь и сейчас Офелия поет песни про руту, про мяту, здесь и сейчас происходит поединок, здесь и сейчас флейта наигрывает гамму Гамлета, здесь и сейчас автор считает тела погибших.
Автор предлагает нам саму «гамму» Гамлета, указывая на её составляющие. Гамма состоит из кириллических по названию и произношению букв: «Е О Х Л Ж, или Он Есть Херъ Люди Жизнь», за этими буквами - события разговора Гамлета с матерью и убийство Полония. Автор констатирует, что это сцена 1. В ней Гамлет представлен буквой Херъ, по начертанию представляющей собою не что иное, как крест.
Сцена вторая называется «Мышеловка», но о театральной постановке ничего не говорится, описано только самое начало сцены, где Гамлет ложится у ног Офелии, но у Кедрова он не просто ложится:
А В Б
или
Аз
Веди
Буки

Я
Ведаю
Мудрость
Таким образом, смысл, изложенный Шекспиром в диалогах актеров, играющих пьесу по заказу принца, речи и поведение самого Гамлета, у Кедрова находит выражение в трех буквах кириллицы.
Три последующие сцены поэт также расписывает действительно по буквам, и общая картина выглядит так:
Сцена 1 - Е О Х Л Ж
Сцена 2 - А В Б
Сцена 3 - И Ж Е
Сцена 4 - С Т У
Сцена 5 - Икс - Игрек - Йот
         И  вот перед нами - «Новый Гамлет», который получает расшифровку:
Е О Х Л Ж А В Б И Ж Е С Т У
или
Есть Он Херувим Люди Жизнь
Я Ведь Бог Уже Слово Твердо
или
Слово крест указал икс узнал я
«Гамма тел Гамлета» - это попытка автора доказать, что смысл рождается из отсутствия смысла, как космос - из хаоса. Пред нами не просто набор заглавных букв: при пристальном рассмотрении видно, что они облекаются в слова, форму более доступную и привычную для понимания и содержат в себе метакод. Отсюда можно заключить, что трагедию Шекспира можно изложить кратко с помощью метаязыка, который выражен непосредственно в алфавите. Но что же делать с полнотою смысла оригинала? Он не теряется. Кедров сохраняет за Шекспиром формулу «быть или не быть», предлагая свой вариант инерпретации этой философской синтагмы.
Х (икс)
образован скрещением двух рапир
или умножением друг на друга
быть или не быть = Х
быть [/] перечеркивает не быть [/] = Х
Икс Йорика и Икс-Игрек-Йот Гамлета
- так в мистерии возникает проблема «быть или не быть»  - под угрозой смерти, но вмещает она в себя всё происходящее во внешнем и внутреннем мире Гамлета. Рапиры сцепились, «быть перечеркивает не быть», но что побеждает? В гамлетовском случае первое связано с продолжением существования, а второе - с уходом из жизни. В финале шекспировской трагедии мы не находим ни одного, ни другого, мы находим тишину - «или» соединяющее «быть или не быть», которое может расцениваться как метаметафора бесконечности.
Постепенно в ткань текста проникает образ Иисуса Христа:
Чаша Гамлета - кубок с ядом
«Да минует меня чаша сия»
там скрестились рапиры / \
образуя имя Христа - Х
или чашу с вином и ядом
В чаше Гамлета кровь Христа
с растворенным ядом
«Примите, ядите»
в чаше яд
 «Гамлет - первое новое слово в культуре после моления о Чаше в Гефсиманском саду,» - пишет Кедров в заметке «ИЛИ» [3], здесь же он отмечает, что «Гамлет - Христос полтора тысячелетия спустя и до наших дней», ведь у Гамлета есть выбор между двумя крайностями, но предпочитает он «или», что есть «пространство свободы, где размещается человек»[3], он не должен и не может выбрать, в этом его близость Иисусу Христу, который мог позволить себе, «будучи и Отцом и Сыном», отказ от распятия, но это лишило бы его своей сущности, как определенный выбор сделал бы, в первом случае, из Гамлета Дон Кихота, а выбор «не быть» - Буддой. [9]
По тексту «Икс» - это астральное тело Гамлета, другими словами - это метаметафора Гамлета, заключенная не просто в букве, но и в архетипе архетипов - кресте. Автор приводит нас к тому, что Гамлет - Христос, который скорее шахматная фигура, играющего в «шахматы Иисуса» [3], где «Конь ходит буквой Г // образуя имя Гамлета». Но в шахматах этих все фигуры, по Кедрову,  - это маленькие распятия, на каждой из которых воскресает Христос, и таким образом, рассуждать можно бесконечно, а следует сказать лишь одно: Гамлет есть метаметафора Иисуса Христа.
Что же несет собой столь концентрированный образ? Сам по себе Гамлет и так является фигурой значимой и архетипичной. К.Кедров приводит нас к мысли, что Гамлет - новый Иисус, но это заявление слишком сильное, чтобы оно было похоже на правду. Но, с другой стороны, почему же в читательском представлении Христос должен быть показан лишь с известной всем стороны? Вспомним Дон Кихота, князя Мышкина - они «выросли» из образа Иисуса Христа, но они не изменились координально, отличаются от оригинала лишь эпохой. Но Гамлет - герой своего времени, а, следовательно, к чему и пытается привести читателя русский поэт, Христос своего времени, герой, несущий свой крест - Х (икс). Изменилось время - появился соответствующий ему персонаж с соответствующими мыслями и действиями. Безусловно, возникает вопрос - как жить в таком мире, где новый Христос - Гамлет? Чего ждать от такого «спасителя»? Что делать, когда конец столь трагичен, но воскресения нет и не будет? Молчать?
За Гамлетом - другие герои, его суть, видимо, в его вопросе «Быть или не быть?» и в поиске ответа. Может быть, впервые после Христа человеку вручили его чашу, а выбор - только за  ним, но исход, вне зависимости от авторства, один - тишина.
Ближе к концу мистерии поэт перечисляет всех убитых, подводя к тому, что «Гамлет празднует праздник тел», по этой строке видно, что слово «тело» заключено ещё в имени героя, которое можно прочитать как «Маг тел». Это в иной раз подтверждает, насколько искусно ловит смыслы Константин Кедров, смыслы, которые, возможно, не были видны гению, ведь мы характеризуем слово «Гамлет» уже в русской транскрипции, опираясь на русские лексемы. Но ведь совпадение скрытого и описанного в тексте поразительно!
В заключении произведения Гамлет мертв, но в такой ли же степени, в какой мертвы остальные герои?
А Гамлет стал флейтой

он играет сам себя
выдувая
уже не существующими губами
неслышимую мелодию
незримого
т
е
л
а
И снова зрительно он представляет самого себя, даже будучи в форме «незримого тела».
Автор возвращает нас к тишине, с которой начиналось произведение, но и ее он представляет в виде нотной гаммы для флейты в четырех частях, содержащих уже известные нам буквы, которые играются сначала в прямом порядке нот, а затем в обратном, что снова относит нас к анаграмме, заставляя видеть отражение идеи тишины как бесконечности со всех сторон, в четырехмерном представлении.
В финальной части Кедров отсылает нас обратно и к Шекспиру:
Рокировка Шекспира с призраком:
Шекспир сыграл в своей пьесе
свою лучшую роль - Гамлета-отца
Возвращает, чтобы показать, раз Гамлет подобен Христу, то Гамлет-отец  - это Гамлет-принц, а если Шекспир сыграл свою лучшую роль (отца Гамлета), то он и Сын, и Отец, и Святой Дух.
Константин Кедров обезвреживает Шекспира и обезоруживает читателя, увлекая его за собой. Его мистерия, на мой взгляд, сама по себе является анаграммой, ведь и начало, и конец строится по одинаковой схеме: Шекспир, принц, поединок, тишина, флейта как Гамлет. Только в начале флейта - это бездыханная Офелия, в конце же есть строки:
После смерти Гамлет вошел в Офелию
как дыхание входит во флейту
Создается следующая метаметафора: Офелия - флейта Гамлета, Гамлет - флейта Офелии, метаметафора, соответствующая основному принципу «Компьютера любви» К. Кедрова, где слияние мужчины и женщины - это движение в космос, движение мира, так Гамлет и Офелия - это единая флейта, где сам инструмент - дочь Полония, а дыхание, следовательно, её музыка - принц Датский.
Помимо «Гаммы тел Гамлета» у К. Кедрова есть и другие произведения о датском принце, сюжет которых выходит за границы шекспировского текста, но идея одна: показать в Гамлете образ нового Христа, который является ничем, потому что мертв, но является всем, как и музыка тишины, заполняющая всё пространство: её нет только в физическом плане.
Рассмотрение шекспировского вопроса К.Кедровым близко рассказу Х.Л. Борхеса «Everything and nothing». Борхес, как и многие-многие исследователи, пытается раскрыть тайну Шекспира: реальный это человек, или же нет? Автор говорит о том, что «сам по себе он был ничто», от скуки выдумывал других героев, и когда после смерти просил Бога позволить ему, «бывшему в суе столькими людьми», стать самим собой, то глаз Творца ответил ему: «Я тоже не я: я  выдумал этот мир, как  ты свои созданья,  Шекспир мой,  и один из признаков  моего  сна  - ты, подобный мне, который суть Всё и Ничего» [2].
Шекспир Борхеса - творец-писатель, подобный Всевышнему, Шекспир же Кедрова - Гамлет, он же Святая Троица, а всё это, в сущности, метаметафора вечного существования, бесконечного представления:

Продолжай свою смерть
Гамлет
и не молчи
потому что каждое слово
продолжает тебя
в старой пьесе
может быть плохо сыгранной
но хорошо проигранной
так
что и смерть
лепечет твоим
голосом

Быть или не быть

А у жизни
ничего другого не остается
как снова и снова проигрывать
твою смерть
         (Лет гам, 2008) [3]

1.Аристов В. Заметки о «мета» - Арион: Журнал поэзии, М.: Изд. дом Русанова, 1997 - Вып. 4(16). С. 48-60
2.Борхес Х.Л. «Everything and nothing»; http://lib.ru/BORHES/kniga.txt
3.Кедров К. Ангелическая поэтика; http://metapoetry.narod.ru/knigi/ang.htm
4.Кедров К. Гамма тел Гамлета, или Новый Гамлет; http://metapoetry.narod.ru/knigi/gamma.htm
5.Кедров К. ИЛИ / Полное собрание поэтических сочинений - М.: Мысль, 2002; http://metapoetry.narod.ru/knigi/ili.htm
6.Кедров К. Инсайдаут. - 1983; http://metapoetry.narod.ru/knigi/ins.htm
7.Кедров К. Компьютер любви; http://metapoetry.narod.ru/knigi/comp.htm
8.Кедров К. Материал из Википедии - свободной энциклопедии;
9.Кедров К. Энциклопедия метаметафоры - 2008; http://metapoetry.narod.ru/knigi/enciklopedia.htm
10. Шекспир В. Гамлет, Принц Датский / Пер. Лозинский М. - М.: Просвещение, 1984

Константин Кедров

ГАММА ТЕЛ ГАМЛЕТА,
или
НОВЫЙ ГАМЛЕТ
----------------------------------------------------

Часть 1

Шекспир обезврежен в радиусе рапиры
воткнутой наугад через занавеску смысла

Рапира Гамлета - рапира Лаэрта

Гамлет: Защищайтесь!

Образует в воздухе махаон

Лаэрт: Защищайтесь, принц!

Образует в воздухе букву Шин
или три сегмента,
предощущая битву за корону
или имя Шекспира
в написании кириллицей

Три клинка в теле Клавдия -
Лаэрта -
Полония -
Ш И Н

Лаэрт умирает убивая
Гамлет убивает умирая

Дальнейш-ш-ш-ш-ш-ш-шее
Тиш-ш-ш-ш-ш-ш-шина
Ш-ш-ш-ш-ш-шекспира

Ш И Н - корона
астральное тало Гамлета

Не правда ли
звучанием оно похоже на облако
начертанием на верблюда
где два горба
один - быть
а другой - не быть

Еще есть тело в виде Гамлета
обезглавленного в Англии

Еще есть тело Гамлета в виде Офелии
Есть еще тело Офелии в виде Гамлета

Есть еще несколько двойных тел
соединенных воткнутой шпагой

Есть еще веерообразное
многостраничное
тело - книга
где только слова - слова - слова -

И наконец есть самое любимое тело
состоящее из молчания

Гамма тел Гамлета - это тишина клавиш

Музыка тишины клавиш:
Шин Шта Шин
Шта Шин Шта

Клавиатура флейты:
Фа
Ля
рЕ
сИ
Т
фА

Флейта играла роль Гамлета
и умирала в финале на верхнем фа

Офелия - это флейта:
дО
Фа
рЕ
Ля
сИ
лЯ

Распадаясь
она пела песни
про робина
про невесту обманутую женихом
про руту
про мяту
про дикий мед

флейта уплывающая по воде
флейта тонущая в ручье
флейта погребаемая Гамлетом и Лаэртом

- Кого хороните?
- Флейту!

Гамлет и Офелия ищут друг друга
как слова в кроссворде

г а м Л Е т
о ф Е Л и я

То ли Гамлет играет флейтой
толи флейта играет Гамлетом
Гамлет лей флей-
ту
be
or
not
to
быть
или
не
бе

А вот Офелия плывет за лилией
Офелия и лилия л - или - я

Траектория шпаги Гамлета
на пути к утробе Полония
предвосхищает штопор Нестерова
или чертеж железной дороги
Москва - Петербург

Вместе с Гамлетом они образуют
Е ( Есть)

Сам Полоний своими неясными
очертаниями за ширмой -
аэростат «Гинденбург» в момент взрыва -
О (Он)

Сам Гамлет
с растопыренными руками
похож на аэроплан «Максим Горький»
в момент падения
Х (Херъ)

Королева Гертруда как Эйфелева башня
вся в кружевах
Л (Люди)

Гамлет со шпагой в Полонии
(не в Польше, а в животе) через занавеску
Ж (Живот)

Вместе они - Е О Х Л Ж
Он Есть Херъ Люди Жизнь

это сцена 1.

-------------------------------

Сцена 2.
Мышеловка

Офелия вошла буквой А
Села буквой В
Гамлет лег возле ее ног буквой Б

Получилось А В Б
или
Аз
Веди
Буки

Я
Ведаю
Мудрость
-------------------------------

Сцена 3.
Йорик

Гамлет взял череп Йорика буквой У

Бедный Йорик -
У - У - У
У - У
У
---------------------------------------

Сцена 4.
Ива

Офелия потянулась к склоненной иве буквой
С (Слово)
Упала в ручей буквой
Т (Твердо)
Стала тонуть буквой
У (Ук)

Получилось С Т У
-----------------------------------------

Сцена 5.
Поединок

Сошлись в поединке - рапиры скрестились
Х
Лаэрт занес над Гамлетом смертельный клинок
Й
Гамлет выбивает рапиру из рук Лаэрта
У
Получилось
Х Й У

Теперь вся сцена в движении
Й У Х
У Й Х
Х Й У
У Х Й
Й Х У

Сцена 1 - Е О Х Л Ж
Сцена 2 - А В Б
Сцена 3 - И Ж Е
Сцена 4 - С Т У
Сцена 5 - Икс - Игрек - Йот

Новый Гамлет

Е О Х Л Ж А В Б И Ж Е С Т У
или
Есть Он Херувим Люди Жизнь
Я Ведь Бог Уже Слово Твердо
или
Слово крест указал икс узнал я

Х (икс)
образован скрещением двух рапир
или умножением друг на друга
быть или не быть = Х
быть [/] перечеркивает не быть [/] = Х
Икс Йорика и Икс-Игрек-Йот Гамлета

Разговор черепа Йорика с черепом Гамлета:

- Бедный Гамлет
я держал тебя на руках
ты играл со мной и смеялся
но куда денутся эти губы
после поединка
еще недавно шептавшие
быть или не быть

Астральное тело Гамлета -
это севрский фарфор
или Х -
две скрещенные рапиры
-----------------------------------------------

Сцена 6
Могильщик
(мог или еще)

Могильщик роющий могилу буквой М
выбрасывает прах наружу буквой Г
ГМ - ГМ - ГМ

Астральное тело Шекспира - король
«в доспехах, с бородой,
как серебристый соболь,
с бледным лицом»

Молитва Гамлета:

- Офелия - нимфа - флейта

«Благословенны те, у кого кровь и суждения
так соединены, что они не являются флейтой
в руках фортуны, берущей ту ноту,
которую захочет».

Гамлет после смерти:

После смерти Гамлет вошел в Офелию
как дыхание входит во флейту
как нота си становится нотой фа
Си - чернильный плащ Гамлета
Фа - белизна Офелии

Чаша

Чаша Гамлета - кубок с ядом
«Да минует меня чаша сия»
там скрестились рапиры / \
образуя имя Христа - Х
или чашу с вином и ядом
В чаше Гамлета кровь Христа
с растворенным ядом
«Примите, ядите»
в чаше яд

Хроника смерти:

Гамлет-старший убит Клавдием

Клавдий убит Гамлетом

Королева Гертруда убита ядом Клавдия

Гамлет убит рапирой Лаэрта
и ядом Клавдия

Полоний убит Гамлетом

Розенкранц и Гильденстерн обезглавлены
по приказу Клавдия и Гамлета

Гамлет убил:
Розенкранца и Гильденстерна
Полония, Клавдия и Лаэрта

Клавдий убил:
Гертруду, Гамлета-отца, Гамлета-сына

Лаэрт убил:
Гамлета и Лаэрта

Брат убил брата
свою жену
жену брата

Племянник убил дядю
Дядя убил племянника

Рокировки:

Рокировка Гамлета-отца с Клавдием:
Клавдий становится королем вместо короля
и мужем вместо мужа

Рокировка Гамлета с Розенкранцем и Гильденстерном:
после высадки на английском берегу
оба обезглавливаются вместо Гамлета

Рокировка Гамлета с королевой:
вместо Гамлета чашу с ядом
выпивает королева Гертруда

Рокировка Гамлета с Офелией:
вместо Гамлета,
уплывающего на гибель в Англию,
уплывает и тонет Офелия

Рокировка Гамлета с Фортинбрасом:
вместо Гамлета королем Дании
становится Фортинбрас

Рокировка Шекспира с призраком:
Шекспир сыграл в своей пьесе
свою лучшую роль - Гамлета-отца

Рокировка автора с актером -
Шекспира с призраком
Конь ходит буквой Г
образуя имя Гамлета

Гамлет празднует праздник тел

Давно уже нет его тела
Смеется череп Йорика
над черепом Гамлета

А Гамлет стал флейтой

он играет сам себя
выдувая
уже не существующими губами
неслышимую мелодию
незримого
т
е
л
а

Мелодия флейты Гамлета,
или New Hamlet

1.
[до] Е О Х Л Ж
[ре] А В Б
[ми] С Т У
[фа] Й Х У

2.
[соль] Ж Л Х О Е
[ля] Б В А
[си] У Т С
[до] Х Й У

3.
[до] О Л Е Х Ж
[си] В Б А
[ля] С У Т
[соль] У Й Х

4.
[фа] Х Е Л Ж О
[ми] А В Б
[ре] Т У С
[до] Й У Х

Поется два варианта:
сначала каждый столбец от до до фа,
затем все столбцы подряд.

1993
[
Previous post Next post
Up