Константин Кедров
Страница Константина Кедрова Родился в 1942 году.
В 1958 году вышла первая публикация.
Из отзывов:
"Эти стихи радуют и удивляют всех, кому приходится их читать. Трудно даже поверить, что такие зрелые мысли и такие яркие образы принадлежат перу пятнадцатилетнего школьника:
Но разве есть у свободы родина?
Свобода-Родина всего мира.
Дайте же мне единственную свободу -
Свободу не убивать?".
Позднее Кедров знакомится с последними футуристами: Крученых Кирсановым и Шкловским, получает от них напутствие в поэзию и пишет первую метаметафорическую поэму «Бесконечная». В последствии метаморфоза присутствует во всех стихах поэта.
Идеи метаметафоры Константин Кедров сформулировал в дипломной работе «Лобачевский, Эйнштейн и Велимир Хлебников» (1965). «Воображаемая геометрия Лобачевского и Теория относительности Эйнштейна требуют другого зрения, - считает Кедров. - Футуризм-это только начало, насильственно прерванное. Новая метафора требует иного голографического стихосложения». Позднее такой стих получил название «анаграмно-палиндромический». Константин придумывает термин «палиндронавтика».
В 1975 году Константин Кедров проводит в ЦДРИ вечер трех метаметафористов. Здесь поэт впервые дал определение нового явления - «метафора эпохи теории относительности». Однако в своем кругу бытовало более лаконичное - «мистериальная метафора».
В 1983 году Кедров создает свою главную и, ныне ставшую манифестом метаметафоры - поэму «Компьютер любви»:
Небо-это высота взгляда Взгляд-это глубина неба
Боль-это прикосновение Бога Бог-это прикосновение боли…
С 1978 по 1991-й годы - расцвет его поэзии. Зримым воплощеньем метаметафоры стал зеркальный паровоз:
Зеркальный паровоз шел с четырех сторон
Из четырех прозрачных перспектив
он преломлялся в пятой перспективе…
А все гонения от властей и консервативной критики сфокусированы в двустишии:
Наградил меня Господь дудочкой в аду
Ду-ду-ду-ду ду-ду-ду
Ду-ду ду-ду-ду.
Манифест поэтической свободы:
Земля леТЕЛА
По законам ТЕЛА
А бабочка леТЕЛА
Как хоТЕЛА
В 1980-1985 гг. Константин Кедров становится автором и телеведущим учебных программ. Широко известны его программы: «Голоса в Спасском», «Бежин луг», «Отцы и дети» со Смоктуновским в роли отцов, «Двенадцать» Блока, «Поэзия Заболоцкого», «Поэзия Сумарокова», «Поэзия Тредиаковского и Державина», а также цикл в программе «Русская речь» о Хлебникове, Маяковском, Лермонтове («В Тарханах»). В 1984 в совместной новогодней телепередаче со Смоктуновским Кедров впервые вывел на советский телеэкран опальный ансамбль Покровского, что вызвало большое недовольство властей. Поэта перестали приглашать на телевидение, большинство его телепередач были запрещены.
В 1984 году Константин Кедров основывает поэтическое общество ДООС (Добровольное Общество Охраны Стрекоз). Его девиз «Ты все пела? ЭТО дело!»
С 1988 - член Союза писателей. Участник фестивалей международного авангарда. Главный редактор «Журнала Поэтов» с 1995-го г. По рекомендации Г. Сапгира избран президентом Ассоциации поэтов ЮНЕСКО в России. Литературный обозреватель газеты «Известия»(1991-97).По словам Евгения Евтушенко, «Кедров превратил орган консервативного литературного официоза в рупор авангардизма».
В 1996 защищает в Институте философии РАН докторскую диссертацию «Этико-антропный принцип культуры» по монографии «Поэтический космос» (1989) и становится доктором философских наук. Это итог тридцатилетней работы над теорией выворачивания-антропной инверсии-инсайдаута. Все три термина принадлежат Кедрову и означают космическую переориентацию при которой «внутреннее и внешнее» становятся такими же условными понятиями, как «верх и низ». По мнению поэта, такая инверсия-рокировка внутреннего и внешнего в итоге создает новое внешне-внутреннее или внутренне-внешнее пространство-время, которое в теории относительности называется «пространственновременной континуум». При такой космической переориентации человек не внутри космоса, не меньше, а больше космоса.
В марте 1999-го года Константин Кедров получает благодарность ЮНЕСКО за проведение Первого Всемирного Дня Поэзии в Театре Юрия Любимова на Таганке.
В 2000 году становится соавтором Юрия Любимова в спектакле «Сократ/Оракул», премьера которого с большим успехом прошла в Дельфах, в Афинах у Парфенона и в Москве на Таганке.
Живет и работает в Москве.
По материалам сайта:
http://metapoetry.narod.ru Ссылки:
- Боги убоги, а Сократ стократ., Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», [19.09.2001]
- ПОСВЯЩЕНИЕ СОКРАТУ, «Новые известия», [07.2001]
- К. Кедров Ю. Любимов мистерия Сократ Оракул, [2001]
- Репортаж о премьере спектакля « Суф(ф)ле», Тамара Приходько, Радиостанция «Маяк», [24.04.2005]
© 2004 Театр на Таганке
taganka-theatre@mtu-net.ruРедактор сайта
Светлана Сидорина