теугольник малевича в ЛитРоссии

Jun 26, 2009 10:48

Стихиру
авторы / произведения / рецензии / поиск / кабинет / ваша страница / о сервере
  Кабинет автора: Константин Кедров
Произведение успешно сохранено


Треугольник Малевича в ЛитРоссии

Свежий номер : №25. 26.06.2009
ТРЕУГОЛЬНИК МАЛЕВИЧА

Константин КЕДРОВ
Константин КЕДРОВ

12 ию­ня по­эт из Че­ля­бин­ска Вла­ди­мир Но­с­ков опуб­ли­ко­вал свои кри­ти­че­с­кие рас­суж­де­ния «Чёр­ный ква­д­рат» Кон­стан­ти­на Ке­д­ро­ва». В от­вет Ке­д­ров пред­ло­жил свои раз­мы­ш­ле­ния.

Всем кри­ти­кам «Чёр­но­го ква­д­ра­та» я за­ме­чу од­но: по­про­буй­те на­пи­сать кар­ти­ну, что­бы о ней лет че­рез 90 так же го­ря­чо спо­ри­ли, как в мо­мент со­зда­ния.

А по­том, по­че­му имен­но «Чёр­ный ква­д­рат»? Ведь у Ма­ле­ви­ча есть и крас­ный, и бе­лый, и бе­лый на бе­лом. Но тут уж ни­че­го не по­де­ла­ешь. Пуш­кин столь­ко все­го на­пи­сал, а оп­рос на ули­це все­гда один ре­зуль­тат: что-то там про чуд­ное мгно­ве­нье. Эру­ди­ты, прав­да, по­мнят и про ге­ния чи­с­той кра­со­ты. Но да­же они не по­до­зре­ва­ют, что стро­ку «ге­ний чи­с­той кра­со­ты» за год до Пуш­ки­на на­пи­сал и на­пе­ча­тал Жу­ков­ский. «Меч­ты люб­ви уе­ди­нен­ной / И жиз­ни пер­вые цве­ты / Кла­ду на твой ал­тарь свя­щен­ный, / О ге­ний чи­с­той кра­со­ты». Толь­ко это не Ан­не Керн по­свя­ще­но, а Ма­ше Про­та­со­вой.

Впро­чем, и чёр­ный ква­д­рат на бе­лом фо­не пер­вым на­ри­со­вал ан­г­лий­ский врач, ас­т­ро­лог, ми­с­тик Ро­берт Фладд (Robert Fludd), в сем­над­ца­том ве­ке. Это бы­ли ил­лю­с­т­ра­ции к Биб­лии. Один ква­д­рат про­сто чёр­ный с под­пи­сью на ла­ты­ни Et sic in infinitum («И так до бес­ко­неч­но­с­ти»). Из дру­го­го спи­ра­лью вы­ры­ва­ют­ся лу­чи све­та. Ско­рее все­го, Ма­ле­вич эти изо­б­ра­же­ния знал, ина­че бы не вос­клик­нул: «Я от­крыл без­дну - за мной, авиа­то­ры!». Кро­ме то­го, он чи­тал тру­ды Пла­то­на, где ут­верж­да­лось, что веч­ные сущ­но­с­ти ми­ра - эй­до­сы - пря­чут­ся в ге­о­ме­т­рии. Эй­дос ог­ня - пи­ра­ми­да, эй­дос зем­ли - куб. А куб - это трёх­мер­ный ква­д­рат.

Но Пла­тон чи­с­тый иде­а­лист, а Ма­ле­вич су­пре­ма­тист. Он ве­рил, что эй­до­са­ми мож­но по­ве­ле­вать. По край­ней ме­ре на по­лот­не. Тог­да всем ка­за­лось, что бес­смер­тие ря­дом. Впро­чем, Ан­д­рей Руб­лёв был то­же не­о­пла­то­ни­ком и ге­о­ме­т­ри­с­том. Его ге­ни­аль­ная «Тро­и­ца» плав­но впи­сы­ва­ет­ся в овал, а тра­пе­ция сто­ла есть не что иное, как про­ек­ция зем­ли в не­бо.

Вер­нём­ся к «Чёр­но­му ква­д­ра­ту». Ма­ле­вич счи­тал эту кар­ти­ну сво­ей ико­ной. Ате­и­с­ти­че­с­кая дик­та­ту­ра не поз­во­ля­ла на­зы­вать ве­щи сво­и­ми име­на­ми. Он про­сто по­ве­сил свою кар­ти­ну в крас­ном уг­лу, где по­ло­же­но быть ико­не. «Чёр­ный ква­д­рат», кста­ти, на­зы­вал­ся «Су­пре­ма­ти­че­с­кий ква­д­рат. Это ок­но в бес­ко­неч­ность. Из не­го всё ис­хо­дит, и всё ухо­дит в не­го. Он, как и ква­д­рат Флад­да, слег­ка не­пра­виль­ный. Кро­ме то­го, он всё вре­мя ле­тит в бес­ко­неч­ную бе­лиз­ну. Ле­тит от нас и ле­тит к нам. Этот оп­ти­че­с­кий эф­фект на­зы­ва­ет­ся «взгляд ху­дож­ни­ка». И не про­сто ху­дож­ни­ка, а ху­дож­ни­ка ге­ни­аль­но­го. Да и не чёр­ный он, этот ква­д­рат. Из-за спе­ци­аль­но не­ров­ной по­верх­но­с­ти всё вре­мя по-раз­но­му пре­лом­ля­ет­ся свет и для тон­ко­го зре­ния пе­ре­ли­ва­ет­ся все­ми цве­та­ми ко­с­ми­че­с­ко­го спе­к­т­ра.

Один аме­ри­кан­ский ху­дож­ник в 60-х го­дах вы­ста­вил свой аб­со­лют­но чёр­ный холст. Я ви­дел его. В от­ли­чие от «Су­пре­ма­ти­че­с­ко­го ква­д­ра­та» Ма­ле­ви­ча это про­сто чёр­ный ква­д­рат­ный холст. Но у ис­кус­ст­во­ве­дов от вос­тор­га пе­ре­хва­ти­ло ды­ха­ние. Ка­ко­во же бы­ло все­об­щее ра­зо­ча­ро­ва­ние, ког­да кто-то вдруг вспом­нил о Ма­ле­ви­че. Мы же в те вре­ме­на о Ма­ле­ви­че не вспо­ми­на­ли. Ква­д­рат то­мил­ся в за­пас­ни­ках до се­ре­ди­ны пе­ре­ст­рой­ки. А ког­да вы­порх­нул и сно­ва взле­тел над ми­ром - всё, от ху­лы до вос­тор­га, по­вто­ри­лось, как в на­ча­ле ве­ка.

Я на­пи­сал свой «Ква­д­рат Ма­ле­ви­ча» в 1980 го­ду. Но воз­мож­ность про­честь его по­яви­лась лишь в кон­це 80-х в вы­ста­воч­ном за­ле на Ка­шир­ке. Не ве­ря сво­е­му сча­с­тью, я про­чёл с пе­ре­сох­шим гор­лом:

Об­ро­нен­ная фоль­га

в мёрт­вом воз­ду­хе зве­нит

свой за­тей­ли­вый по­втор

про­дол­жа­ет слад­кий звук

свет ноч­ной на­мо­ло­чен

рез­ко сдви­ну­та ночь

как ко­мод

и от пыль­но­го лун­но­го све­та

ос­тал­ся ква­д­рат под ква­д­ра­том

ма­нит тёп­лою лун­ною пы­лью ква­д­рат

не смы­ва­е­мый ни­кем и ни­чем

не вме­щая об­те­ка­ет се­бя ква­д­рат

как рог изо­би­лия сып­лет ква­д­рат ве­ща­ми

в от­сут­ст­ву­ю­щей ве­щи

на­мно­го боль­ше ве­щей

из не­го вы­па­да­ет ночь

и про­зрач­ная пыль­ная лу­на

из­вле­че­на

как ко­рень

слад­ко но­ет ко­рень

мо­лоч­ных зу­бов лу­ны

вот и вы­ле­тел пыль­ный мо­ты­лёк

осы­пая пол пы­лью

Ква­д­рат при­под­нял­ся

вспорх­нул

и уле­тел

ос­тав­ляя тень ква­д­ра­та

Пять лет на­зад я уви­дел сон: в чёр­ном бар­хат­ном ко­с­мо­се ле­тит ква­д­рат Ма­ле­ви­ча, а из не­го си­я­ю­щие спе­к­т­раль­ные ра­ду­ги. По­пы­тал­ся по­зд­нее за­пе­чат­леть это мас­лом на хол­сте в гос­тях у дру­зей-ху­дож­ни­ков на Боль­шой Ор­дын­ке, над квар­ти­рой, где гос­ти­ла Ах­ма­то­ва. По­лу­чи­лось. Эту кар­ти­ну по­да­рил ис­кус­ст­во­ве­ду Алек­сан­д­ру Шу­мо­ву по его прось­бе. А не­дав­но то же са­мое уда­лось вы­го­во­рить сти­ха­ми.

Зер­ка­ло в зер­ка­ле

Си­не­зе­ле­но­бе­лый

Жел­то­зе­ле­но­крас­ный

Крас­но­оран­же­вый

Оран­же­во­крас­ный

Чёр­ный

на

Чёр­ном -

Крас­ный

Крас­ный

на

Крас­ном -

Неж­ный

Не­ви­ди­мый

Ви­ди­мый

От­ра­жён­ный

Не­от­ра­жён­ный

Да что мы за­цик­ли­лись на ква­д­ра­те? Ведь, со­глас­но Пла­то­ну, тре­у­голь­ник - сим­вол ог­нен­но­с­ти все­лен­ной.

Чёр­ный тре­у­голь­ник

Ма­ле­ви­чий

Де­ви­чий

Го­лень­кий

Треу-

голь-

нень-

кий

ий

й.

Константин КЕДРОВ

Еще раз отредактировать произведение
Перейти на страницу управления вашими произведениями
Перейти на страницу отображения этого произведения для читателей

ЯндексДирект
Дать объявление

Поэзия на Tvigle.ru!
Современная поэзия в исполнении авторов. Смотри бесплатно на Tvigle.ru! www.tvigle.ru
Разделы: авторы / произведения / рецензии / поиск / кабинет / ваша страница / о сервере / размещение рекламы

Литературные ресурсы: Стихи.ру, Проза.ру, Классика.ру, Литклуб, Литпортал












Сервер Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил сервера и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о сервере и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория - порядка 50 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более миллиона страниц. Более точная информация - по данным независимых счетчиков посещаемости Top.Mail.ru и LiveInternet, которые расположены справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей. Кликнув на счетчики, можно посмотреть детальную информацию.
Previous post Next post
Up