Левиафан, фильм, 2015

Feb 02, 2015 17:45


Левиафа́н (ивр. לִוְיָתָן‎) - морское чудовище, упоминаемое в Ветхом Завете. Иногда отождествляется с сатаной.
Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на всё высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости (Иов. 40:20-41:26).

Пару дней назад посмотрела фильм Левиафан Андрея Звягинцева. Пишу потому, что фильм оставил сильное впечатление.
Первое ощущение: хотя режиссер А.Звягинцев не верит в Бога, но он свято уверен в существовании черта. Причем этот последний у него присутствует и действует в различных ипостасях на всем протяжении экранного времени.
Логично, что фильм назван именно Левиафан - одно из воплощение дьявола.
В фильме нет положительного героя, все виноваты во всем. Ситуация безысходной несправедливости усугубляется тем, что каждый персонаж так или иначе поспособствовал ёе - этой несправедливости - свершению.
Итак, метафорическое чудовище, с которым борются главные герои фильма - слесарь-механик с женой и его друг московский адвокат - это бюрократическая система государства. В связи с этим хочется отметить, что несмотря на то, что на крайнем севере я никогда не была, и гражданкой России не являюсь, многие сцены взаимодействия героя с чиновничьим аппаратом выглядели до боли знакомыми. Бесконечное хождение по кабинетам с неприветливыми, часто открыто враждебными служащими, которые "никто ни на что не уполномочен", давно стало частью получения любой справки и оформления любого документа.

Главное воплощение зла -мэр города, который пытается отнять нажитое имущество у главного героя. Однако, этот образ, имхо, достаточно слабый. Многое в нем узнаваемо, пропитано штампом и гротеском - нечистый на руку политик с уголовным прошлым, который думает только об удержании власти, чтобы спастись от тюремного заключения. Особенно абсурдным, на мой взгляд, выглядит его желание привлечь избирателей построением нового храма в городе (сомнительный способ добиться народной любви, не правда ли?). Причем, храм он строит на обломках судеб целой семьи. Совершить убийство и/или ложно обвинить в нем невиновного человека ради построения храма - странный ход, единственный смысл которого - навязчиво доказать «продажность церкви».

Вообще, проблема взаимоотношения Бога и человека явно одна из важнейших в фильме. Почему Бог допускает несправедливость? Ответом автора, на первый взгляд, кажется отрицание самого существования верховной справедливости. Однако, если присмотреться внимательнее, герои фильма неоднократно уступают своим страстям - гневу, похоти, пьянству, ненависти, гордыни. Они страдают, но продолжають ненавидеть и сетовать на судьбу. Притча об Иове, цитируемая одним из священнослужителей, - это притча о смирении.

Фильм получился очень выразительным.
Плохой он или хороший, слишком мрачный или слишком пессимистичный - это  зритель решает для себя, но он, как это ни банально звучит, заставляет задуматься, чем выгодно отличается от многих других.
...И нет ничего страшнее, чем встретится с Левиафаном, особенно с тем, который есть внутри каждого из нас...

кино

Previous post Next post
Up