Исчезновение человека

Mar 05, 2009 20:02


Поскольку средства коммуникации прячут человека за маской, это создает предпосылки для того, чтобы маска могла оказаться ложной - постольку, поскольку её носитель все равно скрывается. Так появляются многочисленные случаи обмана и полу-обмана в общении, построенном на телекоммуникациях. Собственно говоря, уже обычная, бумажная почтовая переписка может порождать ситуации, когда истинный отправитель явно не соответствует, своему образу, вырисовывающемуся в письмах. Но до возникновения Интернета такого рода случаи были либо курьезами, либо уголовными преступлениями, а Интернет сделал их обыденностью: достаточно вспомнить многочисленные случаи розыгрышей, когда под псевда-личностью некой якобы сексуально-доступной девушки скрывался юноша (и - наоборот).Но самое интересное - это маска может скрывать вообще не человека. Под видом единичного субъекта может скрываться целая «коллективная реальность». За персонажем виртуальной сетевой игры или за традиционным участником разговоров  в чате может скрываться не один, а много людей, работающих по очереди или вместе - как угодно. Коллективные авторы, какими был Козьма Прутков или Николя Бурбаки в Интернете - обычное дело. За персонажем интернет-общения может скрываться организация. Наконец, персонаж может быть результатом преднамеренного конструирования - и даже если «конструктором» общающимся с нами мнимого лица будет один человек, само сконструированное лицо человеком уже нельзя будет считать, оно будет представлять собой лишь «технологический узел» - при этом, под технологиями мы в данном случае понимаем не только собственно техническую сторону дело, но и сконструированные создателями «персонажа» алгоритмы его поведения. В конце концов, в компьютерных играх есть персонажи, как управляемее живыми игроками так и действующие в соответствие с написанными для них программами - и внешне эти персонажи  не различаются, хотя, казалось бы, отличие между ними радикально: у первых из них есть «живая душа», живой прототип» - у других его нет, это просто «механические игрушки».

Но почему это важно? Во-первых, важнейшим моментом феноменологии является возможность сравнения своего телесного облика с телесным обликом других людей. Это сравнение является очень важным условием для признания другого человека сознательным существом, подобным мне.  Иными словами, устраняя тело собеседника, телекоммуникации устраняют важный фактор преодоления солипсизма.  Во-вторых, «классическая» версия феноменологической социологии предполагает что, создавая себе, представление об обществе, человек  домысливает  неизвестных, но предположительно современных ему по времени людей по аналогии с известными людьми, которых он видел и с которыми тем или иным способом общался. Однако современном мире человек будет домысливать отдаленную от него периферию социума не как совокупность людей, а как совокупность коммуникационных и силовых узлов, подобных виртуальным персонажам и техническим устройствам, с  которыми он имеет дело наряду с живыми людьми - а зачастую чаще, чем с живыми людьми.

этика, футурология

Previous post Next post
Up