Sep 12, 2009 23:38
Вот замечательнейший сюжет последних двух веков - те грубые требования, которые рынок, толпа, издатели предъявляют художнику, поэту, писателю. Конфликт этот можно проследить на огромном числе памятников - от стихотворения Пушкина "Поэт, не дорожи любовью народной", до недавних дискуссий в блоге Василия Владимирского на тему, сколь правомерны требования, предъявляемые издательством «Крылов» к предлагаемым рукописям.
Требования «плохих парней» - то есть «народа» - в этом конфликте вполне понятны: издателям нужно, чтобы товар продавался, массовому читателю нужно, чтобы книга была занимательной, интересной и легко читалось.
Куда интереснее, что же отстаивает противоположная сторона - «Поэт».
1) Прежде всего, он отстаивает сложившиеся традиции ремесла. В течение многих лет творчество каждого писателя - а также в результате работы многих поколений писателей - в литературе, как и во всякой иной профессии, складываются некие стереотипы поведения, которые иногда имеют статус важных технологических принципов, но по большому счету, отражают скорее регидность поведения, склонного цепляться за стереотипы. Сейчас это не очень актуально - но вот раньше выдающиеся драмы Корнеля, Мольера, Бомарше, Гюго подвергались самым жестоким нападкам со стороны блюстителей классицистического канона, правила трех единств, и жесткого разграничения жанров трагедии и комедии.
2) Во-вторых, писатели настаивают на своем праве на удовольствие от самовыражения. Как и в первом случае, читатель совершенно не обязан входить в проблемы творца.
3) Наконец, писатель поднимает вопрос о то, что ему надо дать возможность в широком смысле просвещать читателя, делать его лучше, умнее, сообщать нечто важное - и так далее. В свое время над этой претензией литераторов смеялся Лев Толстой: «Наше признание - учить людей. Для того же, чтобы не представился тот естественный вопрос самому себе: то я знаю и чему мне учить, - в теории этой было выяснено, что этого и не нужно знать, а что художник и поэт бессознательно учит». Но если серьезно: действительно ли современный писатель готов претендовать на то, что благодаря - уму ли, знаниям ли, боговдохновенности ли, жизненному опыту ли, художественной иинтуиции ли - он настолько духовно выше своих читателей, что ему есть что им сказать, и есть возможность в каком бы то ни было смысле их просветить?
социология,
литература,
эстетика,
философия