Jul 12, 2009 12:00
Чтение старинных драматических сочинений иногда позволяет найти жемчужины, которые совершенно напрасно забыты российским театром.
Современный театр помнит из прошлых времен только несколько самых ярких имен (Шекспир-Мольер-Островский и т.п.), да и из них - только ведущие пьесы.
А между тем, забытыми остались подлинные шедевры.
Чтобы я порекомендовал нашим режиссерам, если бы меня спросили?
Во-первых, Фридрих Геббель (Хеббель) - гений, можно брать любую его пьесу. Например «Агнесса Бернауэр». Наследник баварского престола женился на мещанке, папаша из-за проблем с престолонаследием ее казнит. И не потому что зверь, сам мучается - но понимает, что иначе ни как. И канцлер мучается, хочет спасти девушку- но понимает, что иначе - ни как. Кончается тем, что герцог отдает сыну корону и говорит: попробуй править сам хотя бы один годик, а потом скажи, прав ли я был. Просто сюжет для фэнтези - ну например Дяченко.
Другой немецкий драматург - Раупах. В энциклопедиях написано, что он автор бездарных и малохудожественных исторических пьес. Но вот одна пьеса у него очень интересная - «Хованские». Из русской истории. Командир стрельцов Хованский собирается захватить власть, для чего ему надо жениться на царевне Софье. Он считает, что он избранный, которому дана миссия прекратить в России распри и повести ее к возрождению. Интриги бояр против него ни к чему не приводят, однако, им удается возбудить в Софьи ревность, и она казнит отца Хованского. Потом Хованский со стрельцами, захватывает и столицу, и дворец, все выясняется- но чтобы идти к своей цели надо немного: жениться на отцеубийце. И вот тут Хованский понимает, что он - не избранный Богом. Стать тираном он может, а прекратить распри и т.д. - нет. Добровольно отказывается от власти и предает себя в руки боярского правосудия.
И наконец, подлинный шедевр - «Человек из зеркала», мистическая трилогия немецкого экспрессиониста и поэта Франца Верфеля. Идеальная пьеса для театра «Сатирикон», если бы у меня был электронный адрес Константина Райкина, обязательно бы написал ему о ней. Человек собирается в монастырь (не христианский, скорее буддийский). В монастыре ему предлагают провести ночь с зеркалом. Из зеркала выходит его демонический двойник- «Шпигельменш», зеркальный человек, который , как Мефистофель, ведет его по жизни, увлекая всевозможными соблазнами, кривляясь, делая акробатические кундштуки - и в итоге оставляет героя в полном отчаянии и отвращении к себе. На неком суде главному герою предлагают судить себя самому, и герой приговаривает себя к смерти. Шпигельменш является к нему в камеру под разными масками, уговаривая не убивать себя, опять соблазняет, пугает смертью - герой, полный отвращения к себе, выпивает, как Сократ чашу с ядом. Шпигельменш умирает, камера исчезает, а герой оказывается в монастыре - ему говорят, что он прошел искус. «Черный человек»-Есенина - видимо отсюда. Имеется прекрасный русский перевод этой пьесы в стихах, но он не переиздавался уже лет этак 85.
Пост затягивается, а я бы еще о паре пьес рассказал.
литература,
драма