Реплика по поводу одного
рассуждения о связи юридических законов с поведением Неформальные связи внутри российского общества всегда - или по крайней мере очень часто - разъедают и топят любые формализованные процедуры. Законы - это только верхушка айсберга. А в подножии - мы принимаем посетителей только до пяти, но за пятьдесят рублей... Я врачу три рубля дал и он мне опять все разрешил. Всеобщая и взаимная коррупция, даже не надо выделять чиновников - они не хуже сантехников с продавцами, я молчу о .... (вставьте по вашему выбору).
Хлопоты тех, кого условно можно было бы назвать "сторонники правового государства", сводятся к тому, что может быть можно добиться, что формализованных процедур станет так много, что их совокупная масса приобретет самодостаточность, неуязвмимую для неформальных отношений.
И это при том, что никто не сказал, что формализованные процедуры заведомо лучше - просто, они кажутся более управляемыми, хотя они всего лишь результат игры - борьбы за место законодателя (в широком смысле слова).
Последние 2-3 года характеризуются тем, что высшая российская власть пытается вывести свое господство на уровень формализуемых, публичных процедур - хотя ее сила всегда была в умении вовремя позвонить, или дать по голове из-за угла. Но им кажется, что если написать то же самое в законе - будет спокойнее, хотя по опыту своих врагов могли бы видеть, что ни фига не спокойнее...