На Московском проспекте Северной столицы между Обводным каналом и Московскими воротами расположен Новодевичий монастырь, куда мы заехали минувшим воскресеньем.
Монастырь основан в 1849 году по инициативе дочери Государя Николая Павловича Ольги. Первый кирпич Государь заложил собственноручно. Строительство велось по проекту архитектора Н. Е. Ефимова, при участии К. И. Реймерса, Л. Л. Бонштедта и Н. А. Сычёва.
В советские годы монастырь сильно пострадал.
История монастыря, в том числе трагические страницы смутного и безбожного 20 века, подробно изложены на монастырском сайте. Пару лет назад была воссоздана, а в прошлом году оштукатурена и покрашена снесённая варварами в 1933 году колокольня, вновь ставшая одной из высотных доминант Московского проспекта.
Афонская церковь
Воскресенский собор
Храм Трёх Святителей
Святые ворота под колокольней отделаны мозаиками из истории монастыря.
Воскресенский собор внутри поражает своим размером и сказочной красотой.
Внутреннее убранство Воскресенского собора
Афонский храм
Кельи
Вид на внутренний садик с Афонским храмом
Казанский храм.
Казанская церковь построена по проекту архитектора
В. А. Косякова, похороненного здесь же, на Новодевичьем кладбище, строительство завершено в 1912 году, а освящён храм был уже после 1917 года.
За территорией монастыря находится
Новодевичье кладбище, одно из старейших в Санкт-Петербурге. Здесь нашли последнее упокоение множество знаменитых русских людей, в том числе автор монастырского ансамбля
Н. Е. Ефимов,
Л. Н. Бенуа, поэты
Н.А. Некрасов,
Ф.И. Тютчев,
А.Н. Майков, художники
М.А. Врубель,
А.Я. Головин, адмиралы
Г.И. Невельской,
Н. О. фон Эссен,
В.П. Верховский, профессора
Я.К. Грот и
С.П. Боткин,
Д.О. Отт, композитор
Н.А. Римский-Корсаков, шахматист
М.И. Чигорин, а также многие другие.
Как и везде в России, кладбище сильно разорено за годы богоборческого режима.
Новодевичье кладбище
Дивный храм выстроен в византийском стиле, столь редком ныне в Санкт-Петербурге, ибо большая часть подобных церквей уничтожена варварами при советской власти.
В 1990-1994 годах в крипте храма располагался приход во имя святых Новомучеников и исповедников Российских Русской Зарубежной церкви (РПЦЗ).
В один из этих годов я побывал там на Пасхальной службе, и в памяти остались низкие сводчатые потолки крипты (цокольного помещения), освещённые лишь горящими свечами, множество молодых русских лиц среди истово молящихся прихожан, исполненный светлой радости священник и общее ощущение Благодати, разлитое в воздухе, словно это было в первые века христианства, и прихожане собрались, чтобы восславить Воскресение Господа, в укромном месте, сокрытом от злобы и ненависти окружающего безбожного мира.
Однако, спустя несколько лет общину Русской Зарубежной церкви из крипты выжили.
В самой церкви с 1992 года находилась община Московского Патриархата. 15 марта того же года был освящён придел во имя Державной иконы Божией Матери. Начата реставрация. В 1995 году церковь была передана восстанавливаемому монастырю. Сам храм был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери.
Ну а в следующем десятилетии Русская Зарубежная церковь и Русская Православная церковь Московской Патриархии взаимно признали друг друга, вошли в каноническое общение и практически объединились, оставив, как хочется надеяться, вражду в прошлом.
Ныне в храме заканчивается реставрация.
Воскресенский собор
Трапезная порадовала уютом и новизной и не порадовала ценами.
Церковная лавка огромна и богата.
Афонская церковь
Приятно было полюбоваться красотой и прикоснуться к благодати возрождаемой обители, храмы которой помнят великое прошлое, а возносимые в них молитвы взывают о милости Господней к нам, грешным, в настоящем и будущем.