Чтобы поздравить Президента Туркмении с Днем Рождения, нам пришлось проснуться в шесть утра. По-местному, это были ленивые семь. Сенатору Вадиму Тюльпанову, из сами-знаете-откуда, сенатору-полярнику Артуру Чилингарову и, заодно, мне непросто было это сделать. Искренняя болезнь за проигравшую солнечную Португалию силы вытянула, а мы, все-таки, были пожалованы в не менее солнечный Ашхабад.
Посол, с особенно знаменитой в эти дни фамилией Блохин, заботливо и заранее разбудил нас. Фигура посла примечательна и достойна всяческого уважения: экс-депутат ВС России, член ельцинской межрегиональной группы, министр по делам национальностей, затем посол в Австралии и любимом в Абхазии смелом государстве Науру.
Наш мини-эскорт без синих ведерок двигался по утреннему Ашхабаду.
Мимо летели новые дома, развязки, порой жители и практически отсутствующие гаишники. Из динамиков пел местный певец. Мучительно хотелось спать.
Как-то вдруг обыкновенные жилые дома закончились, и в тишине мы подъехали к воротам резиденции. Колец охраны и снайперов видно не было. Думаю, снайперов не было вообще.
Кругом цвели сады и пели птицы. Уже было жарко и очень тихо. Хорошо, но, думаю, рай другой.
Рамка на входе, немногочисленная и охрана без сложных лиц, министр иностранных дел с тонкими ястребиными чертами лица и безукоризненными манерами. Вот мы и внутри.
В холле пятнадцатиминутное ожидание было скрашено беседой с местным Лавровым. Затем приехала украинская делегация со своим министром иностранных дел и села невдалеке.
Первых пригласили нас. Думаю, если бы был второклассником, то показал бы язык.
Навстречу нам двигался худощавый, невысокого роста, с плавными движениями и умным лицом человек. Выглядел он лет на 45 с небольшим, хотя поздравлять мы его приехали с 55-ю.
Если я скажу, что не волновался, то вы не поверите. Поэтому: немного волновался, с интересом разглядывая сына кадрового офицера внутренних войск, врача стоматолога, экс-министра здравоохранения, а ныне президента супергазовой и ковровой державы.
Серьезный Тюльпанов начал серьезно и все положенные слова и поздравления прозвучали.
Потом прозвучала фамилия Матвиенко. Президент улыбнулся.
Тихо и незаметно каждому принесли чай и кофе. На выбор.
Чилингаров взял слово и свои книги о покорении Арктики, которые протащил через службу безопасности с упрямством и стойкостью, свойственными настоящим армянским или советским полярникам. Затем передал их, не торопясь и с достоинством.
И тут Артура (Николаевича) понесло. Посол и мы замерли. Но улыбаться не прекратили. Стало тише. Где-то внизу хлопнула дверь, подул легкий сквозняк. А может мне просто показалось. Если бы летела муха, она бы упала в обморок и только потом, с грохотом, на пол.
Артур Чилингаров пел об Арктике. Сага эта была честна и прекрасна. Я бы сказал - подобна арктическому льду. Раздвинулись стены резиденции, и мы оказались в центре Северного Ледовитого океана, потом на глубине 4 км в батискафе "Мир", потом в 85-м году в Советской Туркмении. Звучали цифры, литеры, фамилии, в том числе Лурье, но не питерского, а их.
А потом президента позвали на Северный полюс. Я на автомате включился и сказал, что если в Арктику, то только через Архангельск, за который я сегодня отвечаю в Сенате.
Президент засмеялся. И… внимательно посмотрел на меня. Я тоже засмеялся и повторил это еще раз.
Дальше потек обычный человеческий разговор и предметные вопросы об условиях и что делать, про Русское Географическое Общество и Президента Путина, Петербург и Матвиенко. Про Тулу и про тульское оружие. Наконец, вспомнили и решили, что в Арктике вообще-то, холодно.
Тут же президент рассказал смешную и личную историю про свою юность и студенчество, далекий сибирский город и школу милиции, в которую он чуть не поступил. И про то, что судьба всегда придет за человеком.
Мы смеялись, оставив церемониал немного в стороне. Или мы отошли чуть в сторону. И об этом точно никто не жалел.
На обратном пути мы заехали на базар. Когда, купив арбуз и дыню, и еще одну получив в подарок, шли по улице, меня окликнула немолодая и когда-то уж точно красивая женщина. Спросила, не Чилингаров ли это с нами?
- Да, эту бороду ни с чем не спутаешь.
Она подошла и сказала: " Как здорово, что Вы опять приехали и спасибо Вам за это. Добро пожаловать в Ашхабад.