О железных дорогах ставить текст неинтересно. Они, как и не железные, - проклятие России. Достоевский в "Идиоте" написал, что библейская звезда Полынь, что упадет на землю до второго пришествия, - это и есть сеть железных дорог, опутавшая Россию в XIX веке. Давно в нашем сознании сформирован их негативный стереотип. Сформирован, а без них на российском пространстве - никуда. И - ни туда.
В России всегда находятся люди, заботящиеся о том, чтобы стереотипы не разрушались. Ярчайший пример такого традиционалиста - глава "Российских железных дорог" Владимир Якунин. Он делает все, чтобы закрепить негативную репутацию дорог у соотечественников.
Вот пример из жизни Архангельской области. Свежий. С 1137 года на берегу Белого моря есть такой город - Онега. И живут в нем 22 тысячи поморов. Климат суровый - не Арктика еще, но холодно. До города Архангельска около двухсот километров. По меркам, например, сибирским - рядом, если бы не два «но».
Первое: до города отсутствует нормальная автомобильная асфальтовая дорога. Второе: с недавних пор туда перестал ходить поезд дальнего следования. Оказалось невыгодно для ОАО «РЖД». А совсем скоро, примерно с января нового года, туда перестанут ходить электрички.
Сейчас, чтоб они все же ходили, область платит 48 миллионов рублей. Но с 2012-го, чтобы было выгодно, РЖД попросили уже 750 млн. Тоже рублей.
Такие суммы области не осилить. Так что будут тысячи жителей ездить каждый день, как по стиральной доске. Дорога там такая. Сам на ней челюстью лязгал.
У Якунина очень правильный государственный бизнес-подход. Без излишней слюнявой, сентиментальной социальности. Так, на недавней конференции в Череповце Якунин, не моргнув веками, но насупившись чрезвычайно, умудрился прилюдно соврать премьеру РФ и лидеру Фронта, уверив Путина в том, что никаких проблем с ж/д сообщением в регионах нет. А там, где и есть, дескать, виновато местное руководство, а нам сие неведомо.
Якунин может морочить голову кому угодно, даже премьеру, который считается его старым другом. Но только не жителям Архангельской области, в том числе присутствовавшим в зале в Череповце, и не бизнесу, с его опытом самостоятельной модернизации.
Так, в Архангельской области Группа "Илим" самостоятельно начала революцию в целлюлозно-бумажной промышленности. В Коряжме завершается строительство первого в России производства мелованной бумаги. Первого за всю постсоветскую историю. Но если железные дороги в Коряжме начнут работать так же, как и в Онеге, все плоды модернизации останутся на мелованных проспектах.
Ничего нобелевского - разные части экономики России связаны между собой сильнее, чем нам кажется. И не думать о Якунине не получается. Не получается и не пожелать ему посотрясаться на дороге Онега - Архангельск. А лучше туда и обратно.
Орешек немудреного знания прост: модернизация страны может быть или полноценной, или никакой.
Нельзя построить новое производство, не построив для него новых дорог. Нельзя построить новые дороги, не поломав коррупцию. Нельзя победить коррупцию, не обновив политическую систему страны и лица в этой системе.
В общем, нельзя обновить Россию по частям и кускам, это можно сделать целиком и полностью. Или не сделать. От нас зависит.