У моего друга Ромы на стене в контакте красуется интересная запись о десяти простых радостях лета в Петербурге. Последний пункт гласит, помимо прочего, что обязательно нужно съездить на Финский, почувствовать, что город все-таки морской. В качестве направлений предлагались Приморская, Парк 300-летия и Канонерский, который местные зовут Канарами.
В Василеостровском районе я родилась и выросла. Залив у нас и правда есть... но теперь уже только около Ленэкспо и Морского порта, степенный, величественный, одетый в гранитные берега. Тот нетронутый, песчаный, с огромными камнями, прибоем и умопомрачительно красивым закатом, где так здорово делать шашлыки и просто проводить время, наслаждаясь видом, уже давно остался только в памяти. Последний раз я сидела на тех валунах семь лет назад - потом началась бесконечная стройка и намывание земли. Шутим, мол, скоро можно будет пешком дойти до Кронштадта, если не дальше.
Уверена, что когда процесс преобразования водного пространства в нашем районе будет завершен, нам всем понравится. А если не понравится, то привыкнем. Но того пляжа у залива больше никогда не будет. Жить с этой мыслью можно, смириться - невыносимо. Побережья и плеска воды не хватает каждому коренному островитянину.
"Ну-ну, на Приморскую, как же! - грустно вздыхаю я в комментарии к Ромкиной записи. - У нас там залива уже и в помине нет!" Слово за слово выясняю, что Парк 300-летия и Канонерский - два разных места, а я, как стандартный житель центра, не сующий носа дальше близлежащих районов (а когда сую - то уже подальше, за пределы Петербурга!), искренне решила, что просто разные названия. Ну, например, как мост Лейтенанта Шмидта и Благовещенский. "Люби и знай свой город!" - серьезно отвечает мне Ромка, и я, по-настоящему устыдившись, решаю, что действительно пора исправиться.
Итак, решено! В воскресенье обязательно едем в этот парк 300-летия! Смутно вспоминаю, что слышала о нем от своей подруги Риты, а главное - о виде на залив из квартиры ее бабушки на Савушкина. Объявляю мужу о планах, вместе смотрим карту, и он закатывает глаза: "Ты знаешь, что это уже фактически заКАДье, даже не черта города? Ехать в такую даль... Как мы туда доберемся?" Упрямо повторяю: "Там залив. Посмотри, какая территория, он тянется прямо до воды. Надо взглянуть". К чести моего мужа стоит сказать, что он в вопросах досуга со мной практически никогда не спорит. Савушкина так Савушкина.
Говоря о заливе, я представляла, что он, конечно, так же неприступно закован в гранит, как и у нас, в Гавани, а значит, погуляем по дорожкам, посидим на скамеечке и посмотрим на залитую солнцем воду с относительно близкого расстояния. Но когда мы дошли по главной аллее до берега, сильно пожалели, что даже не подумали взять с собой плед, полотенце или хоть что-нибудь. Взору предстал настоящий песок. Светлый, рассыпчатый - с теми самыми набегающими волнами, которые я уже и не надеялась когда-нибудь увидеть в черте города. Детишки бегали в воде и лепили куличики на побережье, взрослые загорали, купались, жарили шашлыки, фотографировались или гуляли по мелководью голыми ногами, а в небе парили воздушные змеи...
Абсолютно идентичную картину мы наблюдали в апреле на Адриатическом побережье Италии. Вот только вода была обжигающе холодной, и даже самые отчаянные любители экспериментов выскакивали из нее, как ошпаренные. Но удивительное ощущение умиротворения от моря, его плавных, ленивых, но шумных волн, ослепительного солнца, свежего воздуха и золотистого песка было ровно таким же, как сегодня в парке 300-летия.
Конечно, обувь была тут же снята за ненадобностью. Едва ноги ступили на мокрую кромку берега, сердце замерло в ожидании соприкосновения с волной. Почему-то не совсем верилось в реальность происходящего - это же не южные страны, а Петербург, Финский - даже не море, а так, "Маркизова лужа"... И все же душа наполнилась трепетом, а потом, когда прохладная вода ласково обняла стопы, мы обрадовались, как дети. Точнее, обрадовалась я - а муж, как обычно, развеселился от моего вида.
А я действительно вспомнила детство. Один единственный раз в жизни я купалась дома, в Финском заливе, и было это в последние августовские деньки перед самым важным Днем Знаний, тем, когда первый раз в первый класс. Тогда, в 1995м году даже не начинали строить жилой комплекс "Морской фасад", и залив находился совсем близко, сразу за длинным зданием Центра Фирменной Торговли на Новосмоленской набережной. Помню, как сидела в воде, перебирая ее пальчиками, поражаясь ее прозрачности, а еще очень хорошо помню нежность ребристого песчаного дна. Кто бы мог подумать, что сегодня удастся заново пережить то ощущение из детства, и главное - убедиться, что оно было настоящим, именно таким, а не улучшенным, сглаженным свойствами человеческой памяти.
Мы дышали воздухом залива, сидели на огромных валунах и искренне радовались, что все это счастье и умиротворение можно обрести, не выезжая из Петербурга. Потом обошли весь парк - он действительно большой, просторный, ухоженный, красивый, и несмотря на изрядное количество людей, каждый может найти уединение. Не запрещается сидеть на газонах - многие просто валяются на траве с закрытыми глазами или читают. На пляже есть объявление о запрете купания и разведения костров - но, кажется, никто не контролирует действия посетителей, потому что мы своими глазами видели и то, и другое. В таком парке можно провести целый день, в нем не слышен рев несущихся туда-сюда машин и мотоциклов, а единственный запах - свежесть воздуха с залива. В этом месте останавливается время - благодаря чему удается по-настоящему отдохнуть, почувствовать себя в другом, непривычном мире, при этом не удаляясь от реального места обитания.
Таким образом, могу сказать, что знакомство с неизвестным прежде местом в Петербурге прошло успешно. В этот парк хочется вернуться, в первую очередь, конечно, из-за залива. Прав наш друг, нужно любить и знать свой город, тем более, что он у нас замечательный! Канонерский парк - на очереди.